Новости Ассоциации

Качество управления многоквартирными домами

30.10.2024 В ходе VI Всероссийского форума в сфере ЖКХ «20 лет Жилищному кодексу Российской Федерации» состоялась дискуссионная сессия: «Необходимые и возможные изменения Жилищного кодекса для обеспечения безопасности и устойчивости многоквартирного жилищного фонда», в рамках которой прошло тематическое мероприятие на тему «Качество управления многоквартирными домами».

Модераторами мероприятия «Качество управления многоквартирными домами» выступили Олег Малахов, вице-президент Ассоциации управляющих организаций «Новое качество» и Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города».

В тематической дискуссии приняли участие:

Александр Козлов, председатель Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, депутат Московской Городской Думы;

Алексей Яценко, генеральный директор ООО «Группа Комфорт»;

Игорь Косилов, генеральный директор Ассоциации «Некоммерческое Партнерство Саморегулируемая организация «Поволжский межрегиональный центр регулирования деятельности в сфере ЖКХ»;

Георгий Шмонов, руководитель направления разработки информационных систем в сфере ЖКХ, государственного и муниципального управления ООО «Инфостандарт», советник Председателя совета Ассоциации Управляющих компаний Рязанской области;

Дмитрий Нифонтов, заместитель директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

Александр Тарасенко, исполнительный директор СРО НП «Управляющих компаний жилищно-коммунального комплекса Югры»;

Татьяна Лыкова, главный специалист направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города».

Приглашенные спикеры обсудили ключевые вопросы, касающиеся управления многоквартирными домами. Спикеры рассмотрели участие собственников в управлении многоквартирным домом и следует ли поощрять, и создавать условия для их активного участия или наоборот ограничивать его.

Кроме того, спикеры уделили особое внимание квалификационным и иным требованиям к лицам, управляющим многоквартирными домами, обсуждая, нуждается ли в совершенствовании порядок подтверждения квалификации таких лиц, чтобы гарантировать их компетентность и профессионализм в выполнении управленческих функций. В данном блоке были подняты вопросы уровня квалификаций рядовых сотрудников управляющих организаций и их заработной платы.

5267238134381404975.jpg

Важной темой обсуждения стала необходимость трансформации системы управления жилищным фондом. Говорили о новых моделях управления многоквартирными домами, которые могут способствовать более эффективному управлению и повышению качества услуг для жильцов.

Так, Олег Малахов выступил на тему «Трансформация рынка управления многоквартирными домами».

В рамках своего выступления он представил текущую ситуацию на рынке управления многоквартирными домами, указав что для его трансформации предлагается несколько направлений, включая создание системы учета технического состояния многоквартирных домов, стандартизацию деятельности управляющих организаций и оптимизацию компетенций органов государственного жилищного надзора. Рассматриваются три сценария развития:

-Консервативный: сохранение системы лицензирования с корректировками.

-Прогрессивный: переход на обязательное саморегулирование управления жилищным фондом с передачей контрольных полномочий СРО и установлением государственного надзора за СРО через представителей органов власти.

-Альтернативный: переход к институту государственных региональных операторов управления жилищным фондом.

Олег Малахов констатировал, что профессиональное сообщество склоняется к тому, что система обязательного саморегулирования может стать более эффективной за счет гибкости и комплексности механизмов. Это позволит оперативно реагировать на нарушения, стандартизировать деятельность участников рынка и обеспечивать качественное разрешение конфликтов.

В заключение спикер подчеркнул, что существующие правила перестали быть эффективными, и необходимо переходить на более современные и гибкие модели управления, которые смогут удовлетворять потребности граждан, участников рынка и государства.

241023-vb-015.jpg

Алексей Яценко в ходе своего выступления также затронул вопросы трансформации системы управления жилищным фондом. Он акцентировал внимание на ключевых аспектах этой сферы и предложил новые подходы к управлению многоквартирными домами. Спикер начал с определения роли различных участников в процессе управления жилым фондом. Управление жилищным фондом было охарактеризовано как услуга и сервис для собственников, где государство играет роль регулятора, устанавливающего правила и контролирующего их исполнение. Собственники должны формулировать требования к услуге, выбирать поставщиков, обеспечивать финансирование и контролировать исполнение. Бизнес, в свою очередь, должен предоставлять услуги в соответствии с требованиями клиента и в рамках установленных государством правил.

Особое внимание было уделено необходимости внедрения электронной системы контроля за выполнением обязательных сезонных и технических мероприятий в эксплуатации многоквартирных домов. Спикер подчеркнул важность активного привлечения участников рынка, в том числе саморегулируемых организаций (СРО), к решению этой задачи.

Далее, в обсуждении справедливости в ценообразовании, спикер отметил необходимость установления минимально-достаточных требований к управлению многоквартирными домами и принятия минимального тарифа, который нельзя снижать. Были обозначены обязательные требования, такие как наличие проектной и сметной документации в каждом доме, подписание актов выполненных работ, и ведение подомового учета. Ответственность за состояние многоквартирного дома возлагается на собственников, а за выполнение работ в рамках договоров управления — на управляющие компании.

В контексте открытости спикер предложил создать государственную систему информации о многоквартирных домах, включая электронный паспорт дома и возможность электронного голосования. Важным элементом стала идея отчета, включающего финансовый отчет, отчет по плану работ, отчет по работе с дебиторской задолженностью и отчет по выполнению заявок и аварийных ситуациях.

Для защиты интересов добросовестных управляющих компаний, в том числе от рейдерских захватов, предложены различные механизмы. Среди них создание реестров домов, управляющих компаний, проведение общих собраний собственников исключительно в электронном формате через государственные сервисы, и обязательное участие текущей управляющей компании при вынесении вопроса о смене компании. На этапе перехода предлагается активно использовать нотариат для верификации передаваемой информации.

Участие СРО в процессе ценообразования также обсуждалось. Спикер предложил регулярный системный анализ затрат и себестоимости эксплуатации многоквартирных домов, подготовку расчета минимальной ставки эксплуатации на основе региональных и федеральных требований, а также разработку и внедрение оптимальных технических и управленческих решений, направленных на снижение себестоимости эксплуатации. Контроль за выполнением обязательных мероприятий участниками СРО также был обозначен как важная задача.

Выступление спикера было сосредоточено на необходимости реформирования системы управления жилищным фондом через внедрение современных технологий, усиление контроля и ответственности, а также обеспечение прозрачности и справедливости в отношениях между всеми участниками процесса. На этапе перехода – активное использование нотариата, как инструмента верификации, передаваемой в органы ГЖИ информации.

Алексей Яценко указал на обоснованность развития сферы ЖКХ по прогрессивному сценарию.

241023-vb-007.jpg

Георгий Шмонов выступил с докладом на тему «Цифровой инструментарий для саморегулируемых организаций». Он подчеркнул актуальность задачи усиления контроля за управляющими организациями и предложил внедрить её в формате саморегулируемых организаций с использованием цифровых технологий. Спикер отметил, что цифровые решения для СРО очевидно выгодны: они позволяют участникам экономить средства на обязательной отчетности, а СРО и государству предоставляют больше данных для принятия как оперативных, так и стратегических решений.

В своем выступлении Георгий Шмонов рассказал о возможности создания инструментария для СРО управляющих организаций на базе отечественной технологии ODANT. Он обратил внимание на богатый опыт, накопленный в процессе решения схожих задач по цифровизации отчетности в государственном и корпоративном сегментах с использованием этой технологии. Данная система, основанная на технологии ODANT, успешно интегрирована в работу многих управляющих компаний. Она включает в себя данные об оперативной и хозяйственной деятельности, а также расширенную информацию о многоквартирных домах региона, что приносит реальную пользу. Таким образом, спикер подчеркнул, что внедрение таких цифровых инструментов может значительно повысить эффективность управления в секторе ЖКХ.

Игорь Косилов начал свое выступление с введения в контекст создания и деятельности Ассоциации «Некоммерческое Партнерство Саморегулируемая организация «Поволжский межрегиональный центр регулирование деятельности в сфере ЖКХ». В ходе выступления говорил о стратегических и тактических задачах, стоящие перед организацией. Спикер отметил, что Ассоциация поддерживает прогрессивную модель развития рынка, путем внедрения обязательного членства управляющих компаний в СРО.

Александр Козлов и Александр Тарасенко говорили о проблеме дефицита квалифицированных специалистов в сфере ЖКХ. Отметили явную необходимость повышения престижности профессии в сфере управления МКД, что, помимо прочего, включает в себя и решение проблемы низкой заработной платы сотрудников. Александр Тарасенко также указал на важность роли СРО в отборе и допуске профессиональных участников на рынок управления МКД.

Дмитрий Нифонтов высказал свою позицию по обоим блокам рассматриваемых на дискуссии проблем: кадры и трансформация ЖКХ. Он отметил, что Министерство строительства и ЖКХ активно занимается решением обозначенных проблем. В частности, сейчас ведется работа по вопросам, касающихся тарифов в связке с низкой заработной платы сотрудников сферы ЖКХ.

Проект «Управление многоквартирным домом: потребительский стандарт для взаимодействия собственников жилья с управляющей организацией», разработанный при поддержке Гранта Мэра Москвы на форуме представила Татьяна Лыкова. Она пояснила, что этот документ был издан в помощь домовым жилищным активам и управляющим организациям.

Спикер подчеркнула важность создания «потребительского» стандарта услуг управления МКД, который будет детализированным классификатором всех услуг управления и позволит собственникам и управляющим организациям говорить на одном языке.

Предлагаемое определение управления МКД включает в себя комплекс действий, направленных на поддержание надлежащего состояния дома и достижение управленческих целей, определенных собственниками. Стандарт услуг управления МКД классифицирует услуги по группам и содержит трехзначные коды, которые позволяют упрощать оформление договоров управления. Он также предполагает обязательные и дополнительные услуги, что способствует более ясному пониманию того, что представляет собой профессиональное управление. Стандарт служит основой для переговоров, контроля за исполнением услуг и может стать частью нормативной базы, дополняя ГОСТы и стандарты СРО.

Материалы выступлений:

Презентация Косилова И.А.
Презентация Малахова О.В.
Презентация Лыковой Т.Б.
Презентация Шмонова Г.Ю.

241023-vb-001.jpg

 Источник информации: https://neo-q.ru/analitika/vekhi-zhilishchnogo-kodeksa-20-let-regulirovaniya-zhkkh/

Возврат к списку