Новости Ассоциации

Качество коммунальных услуг и ресурсосбережение в многоквартирных домах

29.10.2024

В ходе VI Всероссийского форума в сфере ЖКХ «20 лет Жилищному кодексу Российской Федерации» состоялась дискуссионная сессия: «Необходимые и возможные изменения Жилищного кодекса для обеспечения безопасности и устойчивости многоквартирного жилищного фонда», в рамках которой прошло тематическое мероприятие на тему «Качество коммунальных услуг и ресурсосбережение в многоквартирных домах».

Модераторами выступили Сердюк Ольга Владимировна, и.о. исполнительного директора Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет», Член Общественного совета при Минстрое России и Сиваев Сергей Борисович, профессор Факультета городского и регионального развития, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

В тематической дискуссии приняли участие:

Невмержицкая Наталья Викторовна, председатель Правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний

Силуянова Наталья Юрьевна, исполнительный директор СРО «Союз профессиональных управляющих жилищным фондом «СТАНДАРТ»

Степина Екатерина Андреевна, директор по стратегии ПАО «МОЭК»

Тельтевский Максим Сергеевич, генеральный директор Ассоциации СРО «Гильдия ЖКХ» г. Иркутска

Чернов Григорий Геннадьевич, технический директор «ЭнергосбыТ Плюс»

Лещенко Олеся Алексеевна, заместитель коммерческого директора по работе с ключевыми клиентами Doma.ai

Маликова Ирина Петровна, генеральный директор ООО «Институт Управления ЖКХ»

5262540780189379292.jpg

Приглашенные спикеры обсудили ключевые вопросы, касающиеся регулирования взаимодействия между ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями и собственниками помещений - законодательные барьеры в отношениях, аспекты клиентского обслуживания, распределение платы за поставленные услуги.

Невмержицкая Наталья Викторовна поделилась опытом переноса ответственности за организацию учета с жителей на сетевые организации и гарантирующих поставщиков, который был приобретен очень непростыми усилиями, но удалось совместить очень много разных интересов и достичь достаточно серьезных успехов.

В электроэнергетике в 2020 году был сделан первый шаг в части переноса ответственности за организацию учета с жителей на сетевые организации в частном жилом фонде и гарантирующих поставщиков в МКД. В связи с ковидными ограничениями фактическая реализация началась с 2021 года. При этом в 2021 и в 2022 году было допустимо устанавливать простые приборы учета, а начиная с 2023-го только интеллектуальные приборы учета, то есть те, которые отвечают требованиям по организации и передаче данных, а отдельное внимание уделяется контролю качества.
Сейчас на этой базе в рамках дорожной карты по совершенствованию рынка электрической энергии разрабатывается проект по регламентации взаимодействия управляющих компаний, РСО и потребителей в части выяснения ответственных за нарушение качества надежности электроэнергетики, в том числе на основании данных ИПУ.

Наталья Викторовна отметила несколько важных моментов, которые показал опыт внедрения ИСУ:
• Нормы ФЗ-522 предполагает точечную замену только по мере выхода из строя. Отсутствие комплексности оснащения в целом в МКД сильно снижает эффективность установки учета;
• Существует проблема исполнения застройщиками требований ФЗ-522 по причине отсутствия последствий в виде ответственности;
• Дефицит компонентов и отток кадров.

С презентацией можно ознакомиться здесь.

Силуянова Наталья Юрьевна, исполнительный директор СРО «Союз профессиональных управляющих жилищным фондом «СТАНДАРТ» выступила с докладом на тему «Роль СРО в налаживании коммуникаций между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями на примере Архангельской области».

Наталья Юрьевна подчеркнула важность сбора СРО информации о проблемах своих управляющих компаний и выноса их сначала на уровень региональной власти, а при необходимости внесения изменений в нормативные акты уже на федеральный уровень и поделилась позитивным опытом СРО Союз СТАНДАРТ.

Презентация доступна по ссылке.

Выступление Степиной Екатерины Андреевны, директора по стратегии ПАО «МОЭК» было сосредоточено на необходимости реформирования системы управления жилищным фондом через внедрение современных технологий, обеспечение прозрачности и справедливости в отношениях между всеми участниками процесса. Екатерина Андреевна рассказала про предложения МОЭК для комплексного развития территорий в рамках проекта «Комфорт большого города», показала целевую модель реализации проектов в партнёрстве с Правительством Москвы.

5262540780189379296.jpg

Тельтевский Максим Сергеевич, генеральный директор Ассоциации СРО «Гильдия ЖКХ» г. Иркутска в своём выступлении рассказывал про итоги реализации и существующие проблемы по прямым договорам. Он отметил положительные последствия перехода на прямые договоры, среди которых: снижение долговой нагрузки управляющих организаций, снижение уровня банкротств управляющих организаций и снижение административного давления на управляющие организации. Однако также он указал и существующие проблемы, в том числе тот факт, что существенно повлиять на наличие дебиторской задолженности населения не удалось – по состоянию на конец августа 2024 г. задолженность населения перед РСО по прямым договорам составила 529 млрд рублей, при этом в действующем законодательстве существует ряд ограничений по работе с задолженностью, не регламентирован вопрос о порядке взаимодействия РСО и управляющих организаций, ТСЖ (ЖСК) при введении ограничений в предоставлении коммунальных услуг в отношении абонентов – должников.

Презентация на тему «Прямые договоры: итоги реализации и существующие проблемы». 

5262540780189379302.jpg

Чернов Григорий Геннадьевич, технический директор «ЭнергосбыТ Плюс», говорил о подготовке зданий к осенне-зимнему периоду. Он подчеркнул, что теплоснабжение - это единая технологическая цепочка, в которой есть помимо генерирующих объектов, объектов теплосетевого хозяйства еще и объекты клиентов. На практике энергосбытовые компании, сталкиваясь с жалобами на некачественную поставку коммунальной услуги в части отопления, либо горячей воды и разбирая причины этой некачественной поставки, приходят к выводу, что проблемы лежат в зоне ответственности эксплуатирующих организаций. В большинстве случаев их можно решить в рамках подготовки к отопительному периоду, проводя мероприятия, направленные на повышение качества поставки ресурсов и повышение надежности (опрессовка, промывка, установка регуляторов температуры горячей воды, регуляторов давления и тому подобное). Однако, на сегодняшний день сложилась критичная ситуация по подготовке к ОЗП: отсутствие кадров, денег, необходимой технической документации, другие проблемы. В результате только 6% домов в полном объеме выполняют все нормативные требования, около 30% домов подвержены дополнительному риску порывов на внутренних сетях.

Григорий Геннадьевич отметил, что все эти вопросы можно решать только совместно. На текущий момент готовится методологическое сопровождение по вопросам подготовки к ОЗП, прорабатываются вопросы заключения соглашений об информационном взаимодействии в период отопительного периода, чтоб выстроить оперативное эффективное взаимодействие с УК в нештатных ситуациях.

Лещенко Олеся Алексеевна, заместитель коммерческого директора по работе с ключевыми клиентами Doma.ai, выступила с докладом на тему «Стимулирование ресурсосбережения», привела статистические данные о расходах на ЖКУ, оснащенности приборами учета, а также наблюдения специалистов цифровой платформы Doma.ai о передачи показаний приборов учета. Предложила несколько вариантов стимулирования ресурсосбережения, среди которых: увеличение повышающих коэффициенты или установление иного расчётного метода начисления платы за коммунальные услуги и ресурсы при отсутствии приборов учета, введение понижающего коэффициента на «ОДН» для тех, кто регулярно передаёт показания вовремя, снятие институциональных ограничений на реализацию энергосервисных контрактов, переход на «подписку» на коммунальные услуги с предоплатой. Также Олеся Алексеевна обратила внимание на необходимость подготовки совместными усилиями новой нормативной базы с учетом того, что 31 декабря 2027 г. перестают действовать Правила 354, 124, 491.

5262540780189379315.jpg

Маликова Ирина Петровна, генеральный директор ООО «Институт Управления ЖКХ» в своем выступлении рассказала о порядке взаимодействия УК и РСО в интересах качественного обслуживания. «Задача нашей организации - обеспечить взаимодействие между управляющими компаниями и РСО, обеспечить понимание конечной цели, которая связывает их в этом взаимоотношении», - сказала она. На текущий момент взаимоотношения между УК и РСО урегулированы договорными условиями. Сложившаяся практика показывает, что в тех случаях, когда стороны не регулируют какие-то из вопросов своими договорными условиями, то возникают судебные споры, проверки госжилнодзора, обращения и жалобы граждан.
Те условия, которые не урегулированы договорными отношениями, можно урегулировать таким институтом отношений, как национальные стандарты. Ирина Петровна отметила преимущества стандартизации процессов взаимодействия между УО и РСО, подчеркнув, что они играют очень важную роль, потому что в рамках законодательства о стандартизации приобретают нормативный характер.

С презентацией можно ознакомиться по ссылке.



Возврат к списку