10.04.2025
Пленарное заседание XXI Международной выставки «ЖКХ России»

10.04.2025 рамках XXI Международной выставки «ЖКХ России» состоялось пленарное заседание на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ ЖКХ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

Модератором выступила Сердюк Ольга Владимировна, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет».

Пленарное заседание прошло при участии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Среди спикеров были:

  • Шарова Ольга Владимировна, директор Департамента стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
  • Разумишкин Евгений Николаевич, вице-губернатор Санкт Петербурга;
  • Разворотнева Светлана Викторовна, депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, председатель Совета Национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ контроль»;
  • Иванова Алла Владимировна, руководитель подразделения «Инфраструктурные облигации» АО «ДОМ.РФ»;
  • Федосеева Анна Владимировна, директор по развитию УК Росводоканал
  • Гурылев Александр Геннадьевич, вице-президент АНП «Национальный Жилищный конгресс»;
  • Горинов Александр Николаевич, руководитель департамента разработки и поддержки продаж транзакционных продуктов АО «Альфа-Банк».

Запись трансляции пленарного заседания доступна по ссылке.

Открывая сессию, к собравшимся обратился Разумишкин Евгений Николаевич, вице-губернатор Санкт Петербурга. Он поприветствовал участников от имени губернатора города Санкт Петербурга Александра Беглова, от имени членов Правительства, от себя лично и пожелал плодотворной работы, чтобы были найдены те решения, которые можно было бы реализовывать в самое ближайшее время.

Сердюк Ольга Владимировна отметила, что в рамках Круглых столов 9 апреля очень подробно говорили про вопросы, возникающие в сфере управления жильем, в сфере коммунальной инфраструктуры и сегодня продолжится обсуждение. Те решения, те предложения, которые будут выработаны, будут интересны и полезны и Министерству строительства и ЖКХ, и всем участникам мероприятия.

Шарова Ольга Владимировна, директор Департамента стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации подчеркнула, что в настоящий момент нужно предпринять все возможные усилия, чтобы отрасль ЖКХ встала на путь развития. Все присутствующие знают, что 43% сетей нуждаются в замене, знают про большой процент невыполнения инвестиционных программ, большой процент дебиторской задолженности - на федеральном уровне ответом на эти проблемы является новый национальный проект «Инфраструктура для жизни».

Главными бенефициарами являются граждане, но все механизмы финансирования, которые сегодня предусмотрены государством, нацелены на то, чтобы вывести отрасль на сбалансированность, на формирование развития.

В рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» в настоящий момент сформирован и уже реализуется федеральный проект модернизации коммунальной инфраструктуры. Основной механизм финансирования в рамках этого федерального проекта – прямая субсидия Минстроя региону на реализацию мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры. В настоящий момент здесь есть вопросы, которые требуют дорегулирования. Например, действующими правилами на сегодняшний момент предусмотрена возможность субсидирования только государственных и муниципальных предприятий, преимущественно находящихся в государственной и муниципальной собственности. Есть необходимость внесения изменений в это постановление, потому что есть запросы от регионов по возможности получения субсидий частными компаниями по решению региона.

Кроме того, необходимо «докручивание» вопросов регулирования финансирования объектов концессионных соглашений. «В настоящий момент, в соответствии с постановлением, регионам дано право предоставлять субсидию на финансирование в виде капгрантов, но это на вновь заключаемые концессии. Есть проблема в ранее заключенных концессионных соглашениях», - сказала она.

Сейчас действие субсидий не распространяется на ранее заключенные концессионные соглашения. Есть необходимость внести изменения в этой части, в этом направлении продолжится работа.

Самое главное – необходимость обращения внимания регионов и муниципалитетов, ресурсоснабжающих организаций, являющихся финальными получателями субсидий на необходимость эффективного расходования средств. Здесь важна качественная подготовка проектной документации, важны вопросы формирования правильного технического задания на проектирование.

При некачественной подготовке технического задания, вводных параметров, формируются не совсем правильные технические решения, что влечет за собой необходимость корректировки проекта и затягивания сроков реализации. В этой связи тоже есть необходимость корректировки и обсуждения вопросов возможности финансирования мероприятий под ключ - Проектно-изыскательские работы (ПИР) + Строительно-монтажные работы (СМР).

Сейчас Минстрой предоставляет субсидию на реализацию мероприятий непосредственно, так как практика реализации мероприятий по модернизации прошлых лет показала, что в случае финансирования ПИР + СМР очень длительное время уходит на проектирование и эффекта от финансирования в коротком промежутке не видно.

Здесь требуется сбалансированное решение. Возможно, на дорогостоящие проекты есть необходимость распространять субсидию на ПИР + СМР, а на остальные объекты оставить действующее правило. Сейчас Минстрой в активной проработке с отраслью, с ресурсоснабжающими организациями, с регионами, вопросов необходимости корректировки подходов.

Шарова Ольга Владимировна отметила, что механизмов финансирования много. За прошлые 6 лет только по линии Минстроя выделено более 600 миллиардов рублей в отрасль ЖКХ. Это более 13 программ. И часть из этих программ позволяли финансировать субсидирование процентной ставки, однако эти меры не были востребованы регионами. В текущей парадигме совместно с Минфином России прорабатывается вопрос возможности направления средств, в том числе на субсидирование процентной ставки.

Она рассказала, что в рамках федерального проекта достижение показателей предусматривается путем реализации разных механизмов финансирования. Кроме субсидий, Правительством предусмотрена возможность для регионов направлять высвобождаемые средства от списания бюджетных кредитов на реализацию проектов в сфере ЖКХ. Причем действующими правилами, предусмотрено направление не менее 50% средств.

Сейчас проводится работа с регионами по формированию и корректировке этих заявок. Как показала практика и анализ Минстроя, часть регионов, имея большие проблемы в отрасли ЖКХ (большие выпадающие доходы, большие задолженности, убытки) понимая эти проблемы и вынося эти проблемы на федеральный уровень, имеющийся механизм финансирования направляют на другие цели.

На текущий момент Минстрой России находится в активном диалоге с регионами по корректировке планов, которые регионы будут реализовывать до 2030 года. Стоит отметить, что планы могут корректироваться ежегодно, в любом случае это решение региона.

Новый механизм казначейские инфраструктурные кредиты. Это продолжение ранее существующих ИБК и СКК, микс. Сейчас формируются правила отбора проектов, Минфином России они уже утверждены, находятся на стадии площадки аппарата Правительства. Регионы должны быть готовы к тому, что в ближайшее время эти правила будут приняты и будут очень короткие сроки на прием заявок. Лимиты примерные распределены и доведены регионам в рабочем порядке пока. Регионы уже работают по формированию наиболее приоритетных проектов, которые будут включать в рамках данного механизма.

Федеральных средств поддержки, их в любом случае в настоящий момент недостаточно для отрасли. Регионы должны проводить активную работу на местах по изыскиванию ресурсов внутри отрасли. Вместе с регионами прорабатываются все возможные потенциальные источники – сокращение дебиторской задолженности, наращивание объемов инвестиционных программ, а самое главное обеспечение в полной мере исполнения уже утвержденных инвестпрограмм.

Со всеми регионами Минстрой подписал меморандумы в рамках федерального проекта МКИ по исполнению ключевых показателей отрасли с целью достижения наибольшего эффекта и с целью привлечения возможных дополнительных внебюджетных средств. Согласно новым механизмам (КИКи и 2/3), регионы по решению регионов могут также направлять средства и на частные объекты. «Будет подготовлено разъяснение от Минстроя в этой части, чтобы регионы понимали, на какие объекты они эти мероприятия могут направлять. Очень важно формирование общей потребности на уровне региона. С регионами сформированы комплексные планы по модернизации коммунальной инфраструктуры до 2030 года. Предусматривается, что в этих планах должны быть все мероприятия, которые сейчас обеспечены финансированием, и те мероприятия, которые необходимы к реализации, но в текущий момент не обеспечены финансированием. Муниципалитеты должны эту потребность заявить на региональный уровень, чтобы регион предусмотрел эти мероприятия в комплексных планах. Все механизмы финансирования по линии Минстроя однозначно будут направляться только на мероприятия, предусмотренные региональными комплексными планами», - сказала Шарова Ольга Владимировна.

Сердюк Ольга Владимировна обратила внимание на то, что Минстрой России проводит серьезную работу, но без активной позиции региона, без эффективной работы региональной команды, все имеющиеся возможности не будут востребованы и реализованы.

Команда города Санкт-Петербург является очень заинтересованной, очень мотивированной, эффективной с точки зрения ЖКХ. Город не простой, как любой столичный город такого уровня, сфера ЖКХ требует серьезных усилий и важных, ответственных, иногда инновационных решений.

Разумишкин Евгений Николаевич, вице-губернатор Санкт Петербурга отметил, что пользуясь теми инструментами, которые даются Минстроем России на уровне федерации, нужно принимать положительный опыт коллег, копировать то, что реально работает на практике.

По опыту Санкт-Петербурга, прежде чем приступить к каким-либо преобразованиям,  внимательно занимались именно анализом имеющихся практик в других регионах.

К примеру, в отношении уборки улично-дорожной сети и тротуаров, а также внутриквартальной территории – Санкт-Петербург начал реорганизацию от подрядного способа к хозяйственному способу, основываясь на опыте который реализуют сегодня Москва и другие регионы. Механизм работы, это государственное бюджетное учреждение, которое выполняет государственные задания. Эффект уже виден на сегодняшний день.

Характерным отличием от других регионов является большое количество объектов культурного наследия, что придает свою специфику деятельности, в том числе и для сферы ЖКХ.

Сейчас идет активное обсуждение сценариев трансформации управления многоквартирными домами. Мнение которое может быть поддержано, с учетом той специфики, которая складывается в городе Санкт-Петербурге - это усиление роли государственного регулирования через тот инструмент, который уже есть - ГЖИ.

Основной вызов, который есть - это управление многоквартирным домом. Порог захода УК достаточно низкий, и, к сожалению, не всегда заходят на управление домом добросовестные компании. Поэтому сформулировано предложение о том, чтобы этот порог был гораздо выше. Также немаловажно, что делать это нужно до начала отопительного сезона.

Один из самых важных факторов, на который обращаем внимание: ГЖИ нашла способ борьбы с подделкой протоколов общих собраний в доме, законность подтвердил Верховный суд России. ГЖИ завела специальную электронную форму, с помощью которой собственник помещения в многоквартирном доме может сообщить инспекции, что он не принимал участие в общем собрании (ОСС). И тогда при подсчете кворума голос заявителя не будет учитываться. Эта форма позволяет бороться с распространенной проблемой поддержки протоколов ОСС. Форма была создана ГЖИ совместно с комитетом по информатизации.

Второй ориентир – работа по капитальному ремонту и сокращение аварийного жилья.

Есть так называемые непригодные квартиры, аварийные очаги, которыми необходимо заниматься для того, чтобы не довести ситуацию до того, чтобы был аварийный весь дом. Это один из важных приоритетов на сегодняшний день.

Что касается капитального ремонта, уделяется очень много внимания. В прошлом году приступили к программе «Невский проспект». Собственникам достаточно тяжело собрать деньги для того, чтобы отремонтировать фасад, поэтому здесь были направлены субсидии, и эта программа уже дала первые положительные результаты.

Также на сегодняшний день очень важным является кадровый вопрос.

Используются различные ноу-хау. Начато использование нейросетевых технологий, благодаря чему упрощен ряд процедур. С прошлого года активизирована работа Научно-технического совета, в рамках которого ведется работа с высшими учебными заведениями. Квалифицированные кадры, те, которые заинтересованы, замотивированы - это как раз то, что даст реализоваться всем целям и задачам. Поэтому популяризация профессий сферы ЖКХ, уровень самосознания, уровень внутренней мотивации, привлечение молодых и опытных кадров, возможность карьерного роста, возможность себя проявить - это то, что совместно с высшими учебными заведениями и с коллегами из Правительства делается в ежедневном режиме, это один из приоритетов.

Переходя к выступлению Разворотневой Светланы Викторовны, Сердюк Ольга Владимировна отметила, что за последние несколько лет работа по совершенствованию функционирования отрасли ЖКХ вышла на совершенно новый уровень. Очень важен диалог с собственниками, которые также являются и избирателями. Обратная связь и выработка актуальных решений – одна из основных задач Государственной Думы.

Разворотнева Светлана Викторовна, депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, председатель Совета Национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ контроль» в своем выступлении подчеркнула, что действительно, прошедший год для Государственной Думы был годом ЖКХ. Этому были объективные причины - не только резонансные аварии, но и тот факт, что коммунальная инфраструктура, созданная в советские времена, сейчас естественным образом приходит в негодность.

Подошел порог серьезных изменений, именно поэтому появился новый федеральный проект модернизации коммунальной инфраструктуры и был принят ряд довольно важных законодательных решений, которые уже выполнены или находятся в стадии выполнения.

Если говорить про модернизацию коммунальной инфраструктуры, одна из больших проблем, которая обсуждалась, это рассинхронизация градостроительной политики и политики обеспечения нового жилья, коммунальной инфраструктуры, в том числе и дорожной, и социальной.

26 декабря 2024 г. был принят Федеральный закон № 486-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в рамках КРТ сделал существенным условием договора как раз обязательства по строительству всей этой инфраструктуры. Но вопрос упирается по большому счету в деньги - за чей счет это все будет строиться. Однако сам факт таких обязательств - это уже важная история.

Вчера в рамках Круглых столов также обсуждали, что примерно треть от потребности в средствах на модернизацию коммунальной инфраструктуры готов обеспечить федеральный бюджет, государственные институты развития и еще две трети регионам придется искать самостоятельно. Это тоже очень серьезный вызов.

Кроме того, серьезные изменения были внесены в процедуру подготовки к зиме, были приняты изменения в закон «О теплоснабжении», появилась новая процедура подписания акта паспорта готовности к зиме и административная ответственность за неустранение тех замечаний, которые появляются на первом этапе. Определена и ужесточена ответственность различных участников процесса за подготовку к зиме, обязанность готовить планы действия у муниципалитетов и ресурсоснабжающих организаций на случай аварийных ситуаций. В связи с чем подготовка к зиме в этом году должна пройти не только по-новому, но и на более качественном уровне.

Еще одна проблема, которой занималась Госдума вместе с Правительством - это повышение качества концессионных соглашений.

Светлана Викторовна отметила, что согласно исследованиям Счетной палаты, 25% соглашений не имели никаких инвестиционных обязательств. В итоге был принят Федеральный закон от 28.02.2025 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях», в котором инвестиционные соглашения стали обязательной частью концессионного соглашения и появилась серьезная ответственность за их выполнение (подробнее здесь).

Также силами Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству был подготовлен и принят в первом чтении довольно важный законопроект № 654233-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» (в части совершенствования деятельности ресурсоснабжающих организаций), который обязывает ресурсоснабжающие организации в сфере водоснабжения, водоотведения иметь инвестиционные программы, ежегодно отчитываться перед региональными властями об их выполнении и обязанность региональных властей проводить мониторинг состояния инфраструктуры. Пятилетний период тарифного регулирования на период выполнения этих программ (подробнее здесь).

Аналогичный закон в сфере теплоснабжения также подготовлен Правительством и в ближайшее время будет вынесен на рассмотрение. Вопрос планирования и реализации программ модернизации коммунальной инфраструктуры станет более понятным, более прозрачным и, главное, более эффективным.

В стадии обсуждения сейчас находятся новые организационные подходы к сфере водоснабжения. Достаточно активно обсуждается законопроект, о возможности организовывать предприятия сферы водоснабжения в форме акционерных обществ. Светлана Викторовна подчеркнула, что это тема, к обсуждению которой должно активно подключиться и профессиональное сообщество.

Совершенствование контроля над заключением концессионных соглашений будет продолжено. Должны появиться реестры заключенных соглашений, списки недобросовестных концессионеров. Предстоит еще большая работа.

Что касается сферы управления многоквартирными домами - все согласны с тем, что повышение прозрачности и стандартизация - это инструменты, которые позволят навести порядок в данной сфере.

Безусловно, очень полезным будет Федеральный закон от 13.12.2024 № 463-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 4 статьи 10 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» об информировании собственников о проведении собраний через Госуслуги. Тем не менее, его нужно продолжать дорабатывать. Сейчас ведется активная работа с Минстроем России на эту тему.

Тема появления гарантирующих управляющих организаций, которая отмечена в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 года активно обсуждалась все эти годы, но пока вылилась только в возможность появления гарантирующих организаций, которые регион сможет выбирать для управления домами, признанными аварийными и софинансировать расходы из регионального бюджета.

Стандартизация в сфере управления МКД - очень важное направление. В первом чтении принят законопроект № 651434-8 «О внесении изменений в отдельные статьи Жилищного кодекса РФ (в части предоставления гражданам обязательной отчетности о проделанной работе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами)», готовится приказ Минстроя России с формами этой отчетности. Обсуждается появление обязательной методики по определению минимального размера платы в сфере управления МКД, стандарты качества работ.

09.04.2025 в Государственной Думе в первом чтении принят законопроект № 775871-8 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (по вопросам технического обслуживания лифтового оборудования в многоквартирных домах)» по уточнению порядка допуска на рынок организаций, обслуживающих лифты. Допуск будет осуществляться через реестры, предстоит большая работа по тому, чтобы обслуживание лифтов в многоквартирном доме было более совершенным.

Вопрос культурного наследия и управления домами - объектами культурного наследия для Санкт-Петербурга, Москвы и многих других городов тоже является актуальным. Готовится ко второму чтению законопроект об упрощении управления такими домами. Есть четкий перечень работ, которые выполняются с использованием охранного законодательства. Все остальные виды работ осуществляются на основании существующих процедур, по существующим расценкам.

Планов еще очень много, например, совершенствование процедуры взимания долгов за ЖКУ. В первом чтении принят законопроект о нотариальной надписи как альтернативе существующему порядку, проходит эксперимент по взиманию долгов через ГИС ЖКХ.

Что касается совершенствования порядка обслуживания внутриквартирного газового оборудования - также был принят ряд решений в последнее время, которые создали достаточно серьезные проблемы, в том числе организациям, управляющим многоквартирными домами с точки зрения цены этого обслуживания.

Но сейчас Комитет по энергетике готовит поправки в законопроект № 658080-8, который, возможно, переведет цену обслуживания в состав тарифа и даст возможность регулировать со стороны ФАСа эту цену.

Светлана Викторовна указала, что невозможно отдельно отрегулировать обслуживание ВДГО и ВКГО, невозможно отдельно отрегулировать обслуживание лифтов, нужна единая методика, рассчитанная на основании объективных экономических показателей. Совместно с Минстроем России ведется работа над созданием такой методики.

Также ведется работа над вопросом взаимодействия управляющих организаций и региональных операторов по обращению с ТКО. Внесен законопроект, который дает возможность регионам передавать создание контейнерных площадок и их обслуживание региональным операторам.

Планов очень много - обязательная методика, упрощение проведения общих собраний, разделения в платежке граф содержания и текущего ремонта, предоставление активным собственникам дополнительных рычагов контроля за управляющими организациями.

Уже готов и ожидает положительного отзыва Минстроя России законопроект об упрощении процедур сдачи приемки работ по договорам управления.

Еще одно важное направление - урегулирование вопросов взаимодействия между собственниками внутри дома. Соблюдение закона о тишине, санитарных норм, правил содержания домашних животных. Очень много конфликтов в этой сфере. Даже если есть законодательство, оно практически не работает, наказания за неисполнение нет. Предлагаются альтернативные рычаги, дать собственникам больше возможности влиять на нарушителей правил внутри дома, но поскольку предлагаемые изменения довольно революционные, пока работа идет не очень просто.

Также будет продолжена работа по борьбе с подделкой протоколов, есть ряд предложений, которые будут внесены в ближайшее время.

Система управления общим имуществом в коттеджных поселках - тоже вызов для Комитета. Сейчас формулируются поправки в законодательство ко второму чтению вместе с коллегами из Экспертного совета по жилищно-коммунальному хозяйству при Комитете Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Что касается капремонта, в этом году внимание законодателей в основном было сосредоточено на регулировании вопросов домов, выбравших способ накопления спецсчет - ввели строительный контроль для специальных счетов, повысили порог сбора платежей.

Поэтому сегодняшняя площадка для обсуждения очень важна для того, чтобы не только проверить, насколько те решения, которые предлагаются нужны и регионам, и муниципалитетам, и отрасли, это также возможность в том числе получить задание для домашней работы на следующий год. «Мы с коллегами по комитету готовы и открыты», - подытожила свое выступление Светлана Викторовна.

Анонсируя выступление Гурылева Александра Геннадьевича, Сердюк Ольга Владимировна отметила, что работа управляющих компаний находится в фокусе внимания и властей, и собственников. Безусловно, управление МКД сфера сложная и вице-президент Национального жилищного конгресса, одной из старейших организаций, объединяющих управляющие компании, сможет рассказать, что же нужно для успешного решения тех задач, которые сейчас были обозначены.

Гурылев Александр Геннадьевич, вице-президент АНП «Национальный Жилищный конгресс» отметил, что в рамках круглых столов 9 апреля на двух площадках, которые условно были разделены на жилищное и коммунальное хозяйство, без всякого удивления обнаружили, что проблемы жилищников (управляющих компаний, ТСЖ) и коммунальщиков, (ресурсоснабжающих организаций) примерно одинаковые.

Кадровый голод, который есть у всех сейчас в отрасли, низкая стоимость платежей, которые собираются по тем ценам, которые у жилищников в условиях договора, а у коммунальщиков в тарифах, недостаточна для того, чтобы возобновлять то имущественное состояние дома, которое должно было бы быть.

Помимо кадров есть вопрос по взаимодействию с клиентом. И если у ресурсоснабжающих организаций это прямые договора на только свою услугу, то управляющие компании отвечают за практически весь комплекс безопасного и комфортного проживания в доме.

Ситуация с недосбором платежей населения объективно существует везде, во всех странах мира. Следует учитывать, что в России это связано иногда не с тем, что население не может платить, а иногда просто ему это делать неудобно, но возможности воздействия на неплательщика у нас недостаточно отрегулированы.

По этой причине сейчас помимо того, что уже написано в нормативно-правовых документах, с участием бизнес-сообщества вырабатываются правила и стандарты, по которым отрасль должна работать. Они должны быть понятны клиенту. Он должен иметь на руках инструкцию о том, что вправе требовать за те деньги, которые платит.

Правила и стандарты, которые необходимо усовершенствовать, во многих бизнес-сообществах и саморегулируемых организациях уже давно прописаны, действуют больше десятка лет. При распространении этой практики на взаимоотношения между жителем, как заказчиком, и управляющей компанией, как подрядчиком, в обеспечении безопасности и комфортности проживания, эти составляющие должны быть написаны более четко и конкретно.

Сейчас мнения экспертов сходятся на том, что объяснить и четко доводить информацию до жителя это критически важно, как для жилищной, так и для коммунальной сферы. Вопрос цифровизации отрасли с точки зрения взаимодействия между исполнителем жилищно-коммунальной услуги и конкретным конечным получателем ее – это очень важный момент.

Прогресс развивается, и те сервисы, которые сейчас цифровизация позволяет сделать, можно делать не только на новых домах, но и на условно старых домах, модернизируя имеющиеся инженерные системы.

Чем больше мы находим способов минимизировать затраты, тем больше будет денег для ремонтных работ. Клиент готов платить за то, что он видит, за реальные изменения.

«Чем доходчивее будем это объяснять и объективно показывать, что иногда не очень приятно, но необходимо делать, тем лучше. Более того, объяснять это нужно не только с точки зрения управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций, но и с точки зрения власти. Априори считается, что если тебе управляющая компания или ресурсник рассказывает, почему это стоит дорого, то какое-то сомнение возникает у человека. А если органы власти говорят о том, что это объективная информация, то тогда доверия становится больше», - сказал Александр Геннадьевич.

Еще один момент, который обсуждался, это прозрачность ценообразования.

Мы наследники советской системы ценообразования в ЖКХ. Сейчас закон предписывает делать любую цену, от чего происходят случаи, когда недобросовестные управляющие компании называют цену в три раза ниже, выигрывают управление домом, год управляет им, а потом администрация думает, что с этим делать.

Работа, которая сейчас ведется в части минимальной стоимости работ, которые должны производиться на доме, очень важная работа для отрасли, не только жилищной, но и коммунальной. 

Федосеева Анна Владимировна, Директор по развитию ГК "Росводоканал",  рассказала о том, что национальный проект "Инфраструктура для жизни" дает новые возможности для развития концессий в ЖКХ.

Кроме того, был озвучен ряд предложений для совершенствования механизма ГЧП в сфере ЖКХ:

  • Важно акцентировать внимание на приоритетности использования концессий для привлечения внебюджентых источников софинансирования;
  • Необходимо установить целевые требования к реализуемым проектам независимо от механизма реализации;
  • Нужно установить возможность предоставления проектной документации после одобрения проекта и закрепления лимитов, но до фактического использования средств господдержки.
← К списку новостей