21.11.2025
Совершенствование системы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами: законодательные новации и практика применения

20 ноября 2025 года в Совете Федерации состоялся Круглый стол на тему «Совершенствование системы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами: законодательные новации и практика применения», организованный Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера под председательством Галины Николаевны Кареловой, первого заместителя председателя Комитета.

В обсуждении приняли участие представители Минстроя России, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службы, региональных органов исполнительной власти, руководители государственных жилищных инспекций из более чем 70 регионов, а также отраслевые эксперты и руководители профильных ассоциаций.

Во вступительном слове Галина Николаевна Карелова подчеркнула, что тема лицензирования управляющих организаций остаётся одной из наиболее острых в сфере ЖКХ. Она напомнила, что 12 марта 2025 года по этой же теме уже проводились парламентские слушания в Совете Федерации, что свидетельствует о системной и последовательной работе верхней палаты парламента.

Особое внимание она уделила принятию в 2025 году двух ключевых федеральных законов: №125-ФЗ и №375-ФЗ, направленных на повышение прозрачности и ответственности в сфере управления многоквартирными домами. В частности, расширены лицензионные требования в части материально-технического и кадрового обеспечения управляющих организаций, а также упразднены региональные лицензионные комиссии.

По ее словам, для реализации этих норм критически важна своевременная разработка подзаконных актов, и участники круглого стола должны получить от федеральных органов власти чёткие сроки и содержание этих документов.

Она также сообщила, что при подготовке к мероприятию был проведён широкий мониторинг практики субъектов РФ, и регионы проявили беспрецедентную активность, направив не только описание проблем, но и конкретные предложения. Среди них — необходимость:

  • обеспечить доступ жилищных инспекций к данным ГИС ЖКХ для объективной оценки соответствия лицензиатов требованиям;
  • восстановить уплату госпошлины при первичном получении лицензии и при повторной сдаче квалификационного экзамена;
  • ввести обязательное страхование гражданской ответственности управляющих организаций.

Карелова Г.Н. подчеркнула: «Мы не просто собираем предложения — мы берём их в работу. Все инициативы регионов будут учтены при подготовке рекомендаций». Она также выразила надежду, что работа на «круглом столе» станет основой для стратегии дальнейшего совершенствования системы лицензирования, ориентированной на повышение качества жизни граждан.

В ходе дискуссии были подняты следующие проблемные вопросы и предложения:

  1. Подзаконное регулирование. Участники единогласно отметили необходимость ускоренной разработки и принятия подзаконных актов в развитие недавно принятых федеральных законов (№ 375-ФЗ и № 125-ФЗ). Минстрой России подтвердил планы представить первые проекты документов в I квартале 2026 года с окончательным принятием в первом полугодии.
  2. Контрольно-надзорная деятельность. Звучали предложения по упрощению процедуры проверки исполнения предписаний и наделению органов Госжилнадзора правом выдавать предписания по результатам мероприятий без взаимодействия. Минэкономразвития анонсировало работу над соответствующими поправками в 248-ФЗ.
  3. Повышение ответственности УК. Регионы предложили упростить процедуру исключения домов из управления недобросовестными компаниями, дополнить перечень грубых нарушений и ужесточить требования к учредителям и руководителям УК для исключения схем ухода от ответственности.
  4. Финансовая прозрачность. Прозвучали инициативы о введении ежегодного обязательного аудита для УК и рассмотрении модели оплаты услуг через эскроу-счета.
  5. Саморегулирование.  Предложено активнее задействовать механизмы добровольного саморегулирования (СРО) для снижения административной нагрузки на бизнес и передачи части контрольных функций профессиональному сообществу.

Директор Департамента развития ЖКХ Минстроя России Александр Сергеевич Федяков сообщил, что Минстрой России уже начал разработку подзаконных актов, необходимых для реализации законов №125-ФЗ и №375-ФЗ, и установлен чёткий срок — первое полугодие 2026 года для их утверждения.

Он подробно остановился на двух направлениях:

1. Реализация Федерального закона от 15.10.2025 № 375-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

Закон вводит новые требования к персоналу и материально-технической базе управляющих организаций. В частности:

  • В штате должна быть предусмотрена должность технического специалиста, даже если организация привлекает подрядчиков — контроль за работой подрядных организаций должен осуществляться собственными силами;
  • Предусматривается возможность создания аварийно-диспетчерской службы как в штатном, так и в подрядном формате.

Он подчеркнул, что эти меры направлены на предотвращение ухудшения технического состояния МКД из-за ненадлежащего управления.

Он сообщил, что проект постановления Правительства РФ по данным вопросам будет вынесен на общественное обсуждение в первом квартале 2026 года.

2. Реализация Федерального закона от 07.06.2025 № 125-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статьи 19 и 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»

С 1 сентября 2025 года вступает в силу обязанность всех форм управления (включая ТСЖ и ЖСК) размещать в ГИС ЖКХ ежегодный отчёт об управлении МКД.

Минстрой уже разработал форму такого отчёта, проект приказа прошёл все согласования и ожидает регистрации в Минюсте до 28 ноября 2025 года. Кроме того, ведётся работа с оператором ГИС ЖКХ по автоматизации заполнения отчётных форм — это должно упростить процесс для управляющих организаций.

Федяков А.С. также коснулся инициативы по централизации полномочий по жилищному контролю на уровне субъектов РФ, что позволит устранить дублирование функций и снизить административную нагрузку на бизнес. Эта инициатива поддержана как Правительством, так и большинством регионов.

В завершение он отметил, что 2026–2027 годы станут ключевыми для обновления всей системы управления МКД, включая внедрение единых стандартов управления.

Особое внимание участников привлекло выступление Марка Витальевича Геллера, исполнительного директора Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединённый жилищно-коммунальный совет». Он подчеркнул критический дисбаланс между объёмом нормативных требований к деятельности управляющих организаций и фактическим отсутствием требований к самим организациям как субъектам управления.

«Сегодня Жилищный кодекс и около 30 подзаконных актов содержат порядка 1000 требований к деятельности управляющих компаний, — отметил М.В. Геллер. — При этом к самим управляющим организациям — к их уставному капиталу, квалификации персонала, материально-технической базе — практически никаких обязательных требований не предъявляется».

По его мнению, именно этот дисбаланс лежит в основе системных проблем отрасли: управляющие компании, не имея достаточных ресурсов и компетенций, не в состоянии качественно исполнять возложенные на них обязанности. В этой связи он призвал сосредоточиться в первую очередь на формировании требований к самому субъекту управления, а не только к его деятельности.

М.В. Геллер также поддержал инициативы по вовлечению добросовестных управляющих организаций, входящих в СРО, в систему государственного надзора. По его словам, за годы действия института лицензирования в отрасли сформировалось ответственное профессиональное сообщество, способное не только соблюдать повышенные стандарты, но и участвовать в защите интересов добросовестных игроков.

Он призвал рассмотреть возможность предоставления определённых преференций таким организациям при условии их добровольного принятия дополнительных обязательств и участия в системе саморегулирования. В то же время он подчеркнул, что СРО должна разделять с членами ответственность за соблюдение этих обязательств.

Завершая выступление, М.В. Геллер призвал гармонизировать и упростить нормативную базу, убрав устаревшие и противоречивые требования, и сосредоточиться на внедрении единых стандартов деятельности, что позволит сделать систему управления многоквартирными домами сбалансированной и предсказуемой.

Итоги и дальнейшие шаги

По итогам мероприятия был намечен чёткий план действий: до 30 ноября 2025 года участники могут направить дополнительные предложения в Комитет Совета Федерации. На их основе будет подготовлен пакет рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти, включая Минстрой России, Минэкономразвития и ФАС.

Особое внимание будет уделено предложениям регионов по:

  • уточнению лицензионных требований (включая уставный капитал, кадровый состав, техническую оснащённость);
  • совершенствованию механизмов лицензионного контроля и исключения недобросовестных управляющих компаний с рынка;
  • внедрению элементов добровольного саморегулирования в рамках действующей системы лицензирования.

Участники единодушно сошлись во мнении, что дальнейшее совершенствование системы лицензирования должно быть практико-ориентированным, сбалансированным и ориентированным на повышение качества жизни граждан.

 

 

← К списку новостей