Новости Ассоциации

Исполнительный директор Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединённый Жилищно-Коммунальный Совет Ирина Александровна Булгакова приняла участие в Круглом столе: «Практика правоприменения модели «альтернативной котельной»: проблемы и пути решения».

28.02.2023 Организатором Круглого стола выступил Комитет Госдумы по энергетики. Модератор – Председатель Комитета Госдумы по энергетики Павел Николаевич Завальный. В заседании приняли участие представители Миниэнерго, Минстроя, Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, ведущих энергетических компаний, регионов России, реализующих модель «альтернативной котельной» или рассматривающих переход к ней.

Суть данной модели заключается в том, что определяемая в каждом поселении или районе, в каждой ценовой зоне единым центром ответственности в системе теплоснабжения становится единая теплоснабжающая организация (ЕТО). Вместо госрегулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается предельный уровень цены на тепловую энергию. Он определяется исходя из цены так называемой «альтернативной котельной», то есть расчетного альтернативного источника теплоснабжения. В расчете цены «альтернативной котельной» учитываются модельные топливные затраты на производство тепловой энергии, капитальные затраты на строительство котельной и тепловых сетей, стоимость оборудования, рыночная стоимость капитала, расходы на уплату налогов, прочие расходы на производство тепловой энергии. Дополнительным эффективным инструментом, обеспечившим устойчивость модели «альтернативной котельной» стали соглашения об исполнении схемы теплоснабжения, в которых зафиксированы темпы роста цен на тепловую энергию для потребителей и финансовые гарантии обязательств ЕТО.

В этой модели сегодня работают как крупные города с населением более 1 млн. человек, (в том числе, Самара, Красноярск, Пермь, Новосибирск с населением более 1 млн. человек), так и совсем небольшие, например, поселки Прогресс и Чигиринский сельсовет в Амурской области. Резких скачков цен на тепловую энергию для потребителей не произошло, инвестиционная привлекательность деятельности по теплоснабжению возросла за счет создания сбалансированной системы отношений между всеми участниками теплоснабжения, основанной на экономических стимулах к повышению эффективности, надежности и качества ее функционирования.

Профильный Комитет считает целесообразным проанализировать практику перехода муниципальных образований в ценовые зоны теплоснабжения, изучить имеющийся у субъектов РФ и ЕТО, рассмотреть необходимость внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты в части корректировки критериев соответствия муниципальных образований ценовым зонам теплоснабжения, правил определения предельного уровня цены на тепловую энергию и уточнению технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для его расчета.

В ходе обсуждения экспертами были выработаны рекомендации:

- Минэнерго проанализировать поступившие замечания и предложения участников «круглого стола» в части разрешения проблемных вопросов функционирования ценовых зон. Продолжить работу по методологической поддержке субъектов РФ по вопросу перехода муниципальных образований в ценовую зону теплоснабжения;

- субъектам РФ продолжить работу по внедрению «альтернативной котельной» в муниципальных образованиях, в которых источники тепловой энергии функционируют преимущественно в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также с высоким уровнем износа объектов теплоснабжения (срок эксплуатации их основного оборудования превышает 25 лет и (или) объем ветхих тепловых сетей составляет более 30 процентов) в качестве приоритетного метода ценообразования в сфере теплоснабжения с обеспечением возврата инвестиций в течение не более 10-летнего срока; 

- Комитету Госдумы по энергетике: совместно с Минэнерго, ФАС, Минэкономразвития и заинтересованными лицами продолжить работу по анализу правоприменения норм о функционировании ценовых зон теплоснабжения и подготовке законодательных инициатив по совершенствованию механизма реализации модели рынка тепла по методу «альтернативной котельной»; доработать проект федерального закона № 197982-8 «О внесении изменений в ФЗ «О теплоснабжении» с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Госдумой во втором чтении.

Возврат к списку