Новости Ассоциации
Устойчивое развитие коммунальной инфраструктуры - вызовы и условия успеха
07.05.2025 9 апреля 2025 года состоялся круглый стол: «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: ВЫЗОВЫ И УСЛОВИЯ УСПЕХА» в рамках Международной выставки «ЖКХ России – 2025» в Санкт-Петербурге.Мероприятие прошло на Международной выставке "ЖКХ России- 2025" в Санкт-Петербурге.
9 апреля 2025 года состоялся круглый стол: «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: ВЫЗОВЫ И УСЛОВИЯ УСПЕХА» в рамках Международной выставки «ЖКХ России – 2025» в Санкт-Петербурге.
Вопросы, вынесенные на обсуждение:
-Обеспечение граждан современной коммунальной инфраструктурой как ключевой аспект качества жизни.
-Финансовая устойчивость организаций коммунальной инфраструктуры: совершенствование тарифной политики, повышение платежной дисциплины, механизмы господдержки.
-Барьеры и перспективы ГЧП в сфере ЖКХ.
-Стимулирование потребителей к экономному потреблению коммунальных ресурсов.
-Эффективная адресная поддержка граждан (субсидии) на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Модератором выступила СЕРДЮК Ольга Владимировна, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет». Она обратила внимание на тот факт, что в последнее время развитие очень сильно ускорилось. Не только в ЖКХ, очень быстро развивается наша жизнь. Появляются новые технологии, новые вызовы, постоянно меняется регуляторика, пытаясь успеть за изменением первых двух. Также важно, что очень быстро меняется потребитель и потребности, которые он заявляет. И это нормально для роста. Существует некий дисбаланс, который наблюдается между интересами потребителей, ресурсоснабжающих организаций, органов власти и сегодняшнее мероприятие, в том числе одно из многих, которые организуются для того, чтобы обсудить существующие вопросы, существующий дисбаланс и найти варианты решений.
Участников круглого стола поприветствовал и пожелал продуктивной работы РОЗБАУМ Александр Рихардович, председатель Союза российских городов, мэр Великого Новгорода. Он подчеркнул, что в сфере жилищно-коммунального хозяйства мы все единомышленники. Всем необходимо сделать так, чтобы в случае возникновения какой-то аварийной ситуации весь комплекс обеспечения жителей в городах и поселках работал бесперебойно. Вне зависимости от того, какая погода на улице, люди должны утром выйти на работу или в час-пик после работы так, чтобы не было скользко ни на тротуаре, ни на проезжей части.
«С большим удовольствием послушаю про новые решения и перспективы, про лучшие практики, если позвучат, тоже буду очень благодарен. Если возникнет вопрос что и как получается в Великом Новгороде, тоже готов ответить на все вопросы», - сказал Александр Рихардович.
По итогам рейтинга Минстроя России в категории «Большие города» численностью от 100 до 250 тысяч по итогам прошедшего года Великий Новгород занимает в верхней турнирной таблице третье место наряду с городами Реутов и Красногорск. Очень достойные соседи по турнирной таблице, но все равно нужно двигаться дальше. Новые решения, которые мы обсуждаем день за днем воплощаются в жизнь и в реалии для жителей. Планка достаточно высока и по благоустройству, и по обеспечению бесперебойности жилищно-коммунальными услугами жителей. «Поэтому здесь только так держать и двигаться вперед все вместе», - сказал председатель Союза российских городов.
Сердюк Ольга Владимировна подчеркнула, что сфера ЖКХ часто реформируемая. На нее в том числе влияют некоторые нормативные акты, которые к жилищному законодательству не имеют отношения, но зато имеют отношение к законодательству о государственном устройстве, как например принятый 20 марта 2025 года Федеральный закон № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
КОЛМОГОРОВ Евгений Анатольевич, Заместитель генерального директора Союза российских городов, в своём выступлении отметил, что Федеральный закон № 33-ФЗ вступит в силу 19 июня 2025 года, есть время осознать, подумать, понять, как дальше жить.
Он пришел на смену Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации». Если раньше местное самоуправление было одной из основ конституционного строя и форма осуществления народом своей власти, то сейчас это форма самоорганизации граждан в единой системе, в целях осуществления народом своей власти
Раньше действовала многоуровневая система, теперь она будет практически везде одноуровневая, но за исключением городов федерального значения.
Что касается полномочий образований органов местного самоуправления, ранее была большая статья, 37 пунктов, которая называлась «Вопросы местного значения городского сельского поселения», куда относились все вопросы, в том числе организация системы коммунального хозяйства. А сейчас все вопросы разделены на три больших блока:
·полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, не подлежащие перераспределению между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ (18 пунктов).
·полномочия преимущественно местного (локального) характера, не требующие, как правило, привлечения значительных финансовых ресурсов например - развитие внутридворовых территорий
·полномочия, которые могут быть перераспределены законом субъекта Российской Федерации для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации (29 пунктов) включая организацию в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, обеспечение проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Это большая новация и есть время для того, чтобы к этому привыкнуть. Союзе российских городов готовит серию семинаров для муниципалитетов, чтобы рассказать, каким образом это будет работать. Есть вопросы к Государственной Думе, к законодателям, куда дальше мы движемся, какого рода еще новации готовятся, но очевидно, что изменения нацелены на повышение качества жизни населения.
Презентация Колмогорова Е.А. на тему «Что нового в ФЗ от 20 марта 2025 г. №33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
РАЗВОРОТНЕВА Светлана Викторовна, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству отметила, что на слушаниях действительно было очень много вопросов о том, ради чего это принимается и как будет работать. В том числе В.В. Володин настоял на том, что регионам дается право о принятии решения сколько уровней местного самоуправления будет.
Если говорить о перечне полномочий, то здесь тоже огромное количество вопросов. Профильный комитет написал обширное заключение по поводу этого закона, которое в итоге было положительным.
Учитывая то, что основной бюджет находится именно в регионах и основные решения, которые требуются для того, чтобы реализовывать те полномочия, которые во многом требуют финансирования, тоже должен принимать регион. Возможно, внесенные изменения улучшат текущий порядок. Это один из вопросов, который нужно будет увидеть на практике, также как и то приведут ли эти поправки к тому, что будут легче заключаться концессионные соглашения.
Личное мнение, что необходимо дать регионам право принимать те решения, которые необходимы для модернизации инфраструктуры. Сейчас есть рассинхронизация между заключением концессионных соглашений и тарифами, которую пытаемся исправить.
В прошлом году тема ЖКХ была в центре внимания Госдумы. Это было вызвано объективными обстоятельствами - резонансными авариями. Появилась рабочая группа при заместителе председателя Государственной Думы Алексея Васильевича Гордеева, в которую вошли различные фракции и которая занималась выработкой рекомендаций по решению ключевых проблем в сфере ЖКХ.
Было сформулировано много предложений, в том числе на базе экспертного совета комитета, который возглавляет Сердюк Ольга Владимировна, они все аккумулированы в подготовленном Плане рекомендаций (дорожная карта).
Большая часть пунктов дорожной карты касалась именно модернизации коммунальной инфраструктуры, потому что это была самая больная тема, это требовало немедленного решения.
Подошел порог серьезных изменений, именно поэтому появился новый федеральный проект модернизации коммунальной инфраструктуры и был принят ряд довольно важных законодательных решений, которые уже выполнены или находятся в стадии выполнения.
ШАРОВА Ольга Владимировна, Директор Департамента стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в своем выступлении отметила, что начиная с 2019 года более 600 миллиардов рублей федеральных средств было направлено в отрасль. Только по линии Минстроя России использовалось более 13 различных механизмов финансирования.
Из действующих механизмов, которые реализуются в текущем году, продолжается реализация мероприятий в рамках Постановления Правительства РФ от 08.12.2022 № 2253 «Об утверждении Правил предоставления публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации». Порядка 43 миллиардов рублей выделено было с 2023-2024 год на эти цели, мероприятия завершаются.
Из ключевых механизмов финансирования также обозначен новый федеральный проект модернизации коммунальной инфраструктуры. Действительно, потребность заявлена была Минстроем России больше. Рассчитывали, что именно на этот федеральный проект удастся предусмотреть федеральных средств порядка 150 миллиардов рублей ежегодно, однако в настоящий момент пока имеется только 300 миллиардов рублей на шестилетку. Следовательно, нужно рассматривать комплекс механизмов. Например, новый механизм по двум третям. Это право регионов направлять средства на ЖКХ, заявки от регионов принимали до 1 марта, в результате анализа выявлено, что не все регионы направили средства на ЖКХ.
Понимая проблемы в отрасли, регионы воспользовались правом возможности направления средств на иные цели. Очень многие регионы промаркировали те мероприятия, которые ранее были предусмотрены региональными бюджетами, чтобы списать эти средства, хотя планировалось использование средств на новые проекты. В настоящий момент совместно с регионами продолжается работа по приоритизации мероприятий.
На уровне Минстроя России утвержден приказ о разработке комплексных планов и сейчас все механизмы, которые реализуются Минстроем, они увязываются с этими региональными комплексными планами.
Планируется, что комплексные планы действительно включат всю потребность регионов до 2030 года в приоритетах к реализации. И при возможности выделения средств в приоритетном порядке будут финансироваться именно самые значимые и важные объекты. Потому что комплексный план, он содержит в себе не только мероприятия, обеспеченные финансированием, но и мероприятия, просто необходимые к реализации, но в настоящий момент не обеспечены финансированием.
Сейчас завершается формирование непосредственно заявок регионов на текущий год. Этот механизм, он в том числе предусматривает возможность финансирования объектов концессионных соглашений, но в текущей редакции правил он распространяет действия на вновь заключаемое концессионное соглашение в виде капгранта.
В рамках действующего механизма субсидий Минстроя России прорабатывается возможность изменения постановления в части возможности направления средств на частные объекты, т.к. сейчас субсидия ограничена объектами государственной и муниципальной собственности.
В рамках федерального проекта МКИ со всеми регионами подписали меморандумы. Необходимо организовать работу региона с дебиторский задолженностью, с ее сокращением, наращиванием объема инвестиционных программ и так далее. Самое главное, что реализация всех мероприятий должна быть направлена на достижение результата - улучшение качества коммунальных услуг граждан.
ФЕДОСЕЕВА Анна Владимировна, Директор по развитию ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ» выступила с докладом на тему: Нацпроект «Инфраструктура для жизни»: новые возможности для развития концессий в ЖКХ.
Механизм концессии сейчас один из немногих действительно рабочих инструментов, который позволит превратить 1,5 федеральной поддержки в те 4,5, которые действительно нужны отрасли, которые были заявлены Президентом.
Сейчас в достаточно глубокой степени проработки крупные концессии с российскими городами, несмотря на ту ставку, которая есть сегодня. С учетом тех мер поддержки, которые дает государство, те специальные условия, которые могут давать институты развития, позволяют, несмотря на высокую ставку Центробанка, складывать концессии и стартовать реализацию действительно важных для отрасли проектов.
С механизмом концессии есть возможность получить тот объем финансирования, который сегодня необходим.
Те проекты, которые были запущены в рамках нацпроекта, они достаточно интересны, у многих регионов получается интегрировать механизмы поддержки и механизмы поиска внебюджетного финансирования, но, к сожалению, так действуют далеко не все регионы. Большинство регионов все-таки хочет получить формальную инструкцию из центра и делать ровно так, как написано в законе, в постановлении или в приказе Минстроя.
Поэтому возникли следующие сложности при интеграции программ в инициативы по концессиям, которые сегодня имеются.
Программа субсидий МКИ (ПП РФ № 1710 от 30.12.2017 г. в редакции № 1698 от 30.11.2024 г.). Описана возможность использовании этих средств на концессии, но регионы опираются на ПП РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), есть нюансы. Требуется проведение разъяснительной работы о том, как средства МКИ будут физически доведены до концессионеров, чтобы была возможность вовлекать эти деньги в инвестиции. ПП РФ 999 не предусматривает явной форме такую возможность, но и не запрещает.
Аналогично, программа списания 2/3 бюджетных кредитов (ПП РФ 79 от 01.02.2025). Не запрещено использовать средства на концессии, но прямого упоминания о возможности потратить деньги на концессии нет.
В программе инфраструктурных бюджетных кредитов (ПП РФ 48 от 25.012025) также упоминания о концессии нет, механизма уступки концессионеру нет.
Большая просьба к Минстрою России провести разъяснительную работу. Здесь не нужно ничего менять, вопрос именно разъяснительной работы и акцентов в работе с регионами, для того чтобы все-таки те механизмы, которые государство реализует, позволили запустить механизм привлечения внебюджетного финансирования.
Презентация Федосеевой А.В. на тему "Национальный проект «Инфраструктура для жизни»: новые возможности для развития концессий в ЖКХ"
ШАРОВА Ольга Владимировна ответила, что Правила списания 2/3 бюджетных кредитов (ПП РФ 79 от 01.02.2025) на сегодняшний момент уже действуют, запрета в них нет. Если регион включит в заявку объект концессионного соглашения, Минстроем России эти заявки будут поддержаны.
Также, как для программа субсидий МКИ (ПП РФ № 1710 от 30.12.2017 г. в редакции № 1698 от 30.11.2024 г.). на сегодняшний момент запрета нет.
Возможно, имеет смысл наиболее часто задаваемые вопросы у регионов собрать и выпустить разъяснения.
Также очень важна грамотная работа на местах. Кроме финансирования, еще очень важно обеспечить вопросы эффективности использования средств. Очень часто сталкиваемся с вопросами, когда модернизируется площадной объект, когда в ужасном состоянии находятся сети и не предусмотрена модернизация сетей. Не видно эффектов у конечного потребителя. Например, строится коллектор при отсутствии подтвержденного финансирования на площадной объект. Когда построены сети, а водозабора еще нет. Нужно уровень ответственности поднимать на региональный уровень. Это позволит обеспечить эффективное использование средств.
Федосеева Анна Владимировна отметила, что показатели эффективности концессионных проектов, которые предусмотрены законодательством в части экологии, в части аварийности, в части качества услуги для населения, действительно демонстрируют возможность достичь лучшего качества ресурсоснабжения. Есть предложение применить их ко всем проектам, которые реализуются с использованием механизмов государственной поддержки, для того чтобы все были в едином информационном поле, чтобы мы понимали, зачем делаются те или иные проекты, почему приоритет государственной поддержки отдан отдельным проектам или наоборот оставлены без поддержки другие проекты. Если сравнивать проекты по достижению показателей экономичности, экологичности, безаварийности, выбор станет более очевидным.
Поэтому одним предложений Росводоканала является дополнение программ обязательностью рассчитать целевые технико-экономические показатели и сделать этот процесс публичным.
Кроме того, в регионах существуют примеры проектов, по которым необходимо внебюджетное участие, но государственная поддержка может обеспечить только одну треть этого проекта, для реализации требуется участие партнера, при этом регион параллельно запускает процесс подготовки проектной документации без привязки к концессии. Возникает риск того, что проект будет запроектирован не под те цели, которые нужны и не под те параметры, которые в конечном итоге хочет увидеть потенциальный концессионер.
В итоге, когда придет концессионер, ему придется проектную документацию переделывать, что будет неэффективно (срыв сроков, повторные инвестиции и так далее).
Возможно, результативнее будет сначала определяться с источниками финансирования, формировать финансовый план проекта и только после этого делать квалифицированную проектную документацию.
ГОРБАЧЕВ Антон Николаевич, директор Центра экспертизы цен и тарифов Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей выступил с докладом на тему «Модернизация инфраструктуры водоснабжения/водоотведения: взаимосвязь между инвестициями и результатом».
Он рассказал о том, что в рамках недавно проведенного исследования эффективности деятельности коммунальных предприятий подтвердилось, что частные инвестиции все-таки более эффективны.
Указом Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях…» предусмотрены амбициозные планы по улучшению состояния сектора до 2030 года: для 20 миллионов человек улучшится качество предоставления коммунальных услуг и не мене 2000 объектов затронет масштабная реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения.
Однако эксперты анализируют эффективность этих денег, как они будут потрачены, как улучшится качество, как изменятся показатели износа, что будет с ресурсной эффективностью.
Риск заключается в том, что формальный подход к определению целевых показателей может привести к их достижению без кардинального изменения состояния инфраструктуры.
Почувствует ли это конечный потребитель?
Антон Николаевич подчеркнул, что максимальный экономический эффект на долгосрочном горизонте возможен в случае приоритетности комплексных проектов перед заменой отдельных элементов системы, минимальной стоимости жизненного цикла и оптимизации технических решений с учетом реальных и перспективных нагрузок.
Предложения, направленные на повышение эффективности реализации МКИ 2025-2030:
1. Формирование системы KPI, отражающих основные качественные и количественные показатели, отражающие состояние коммунальной инфраструктуры;
2. Декомпозиция KPI на все уровни управления: страна – субъект РФ муниципальное образование – РСО;
3. Введение обязательности учета принципа комплексности при формировании и утверждении инвестиционных программ РСО;
4. Разработка методических рекомендаций по применению принципа комплексности при подготовке и утверждении инвестиционных программ и оценке эффективности реализации инвестиционных проектов;
5. Приоритизация комплексных проектов при принятии решений о выделении бюджетного / льготного финансирования;
6. Совместно с отраслевым сообществом провести анализ регуляторных барьеров привлечения инвестиций в коммунальный комплекс и подготовить предложения в Минстрой России по совершенствованию механизмов финансирования проектов модернизации 15 коммунальной инфраструктуры.
Презентация Горбачева А.Н. на тему: "Модернизация инфраструктуры водоснабжения/водоотведения: взаимосвязь между инвестициями и результатом"
Далее Сердюк Ольга Владимировна напомнила о том, что есть еще один источник финансирования - потребители. Невозможно работать для самих себя, мы работаем для потребителей. Очевидно, что качество услуг и платежная дисциплина, которая является источником средств бесперебойного поступления средств в нужном объеме в отрасль, они между собой связаны. Команда города Санкт-Петербург является очень заинтересованной, очень мотивированной и эффективной с точки зрения ЖКХ.
РАЗУМИШКИН Евгений Николаевич, Вице-губернатор Санкт‑Петербурга, поделился опытом лучших практик.
Он рассказал, что в городе создан единый информационно-расчетный центр, который обеспечивает комплексную работу по начислению и приему платежей. Стандарты от жителей, действительно, высокие, поэтому задача обеспечить не только корректность расчетов между потребителями и поставщиками, но и построение обязательно удобной, открытой и эффективной системы взаимодействия между ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями жителями Санкт-Петербурга.
Во-первых, в Санкт-Петербурге действует 68 центров обслуживания клиентов, так называемые ЦОКи, которые равномерно распределены по всему городу чтобы гражданам было удобно. Они были сделаны на основе действующей инфраструктуры Петроэлектросбыта, отмечается сотрудничество и соратничество между всеми ветвями власти и непосредственно энергетиками. Все они работают по единому стандарту качества, а в прошлом году была проведена реконструкцию семи центров для того, чтобы дальше внедрять различные ноу-хау, например инфоматы (пункты самообслуживания).
Уже сделано: очное обращение, горячие линии, виртуальная приемная, сервис «Обратный звонок», сервис «Вопрос-ответ», личный кабинет, мобильное приложение. Все это на сегодняшний день успешно работает.
Кроме того, действует специальная программа - серия регулярных занятий на удобной инфраструктуре для жителей «серебряного» возраста. Это получило хороший отклик.
СТЕПИНА Екатерина Андреевна, Директор по стратегии ПАО «МОЭК» в своем выступлении сочетала критику текущего состояния ЖКХ с инновационными решениями, направленными на устойчивое развитие и комфорт в городах будущего.
На сегодняшний момент существует отрыв от реальных потребностей собственников, которые не вовлечены в процессы принятия решений. Современные потребители (особенно молодое поколение) предпочитают цифровые сервисы и подписки, а не традиционные формы обслуживания (прямые линии, телефонные звонки), у них отсутствует интерес к методическим рекомендациям, возможно традиционные приборы учета могут стать неактуальными в будущем.
Отмечается необходимость перехода от бюджетных вложений к инвестициям в будущее.
Инновационные предложения:
·Использование бросового тепла (например, из канализации, ЦОД, метро) для повышения энергоэффективности.
·Подогрев общественных пространств: тротуаров, футбольных полей, остановок — для комфорта и снижения затрат на уборку.
·Развитие "зелёных" круглогодичных пространств с контролируемым микроклиматом.
Также были озвучены предложения для комплексного развития территорий в рамках проекта «Комфорт большого города».
Екатерина Андреевна призывала переосмыслить подход к ЖКХ, ориентируясь на будущие поколения и их потребности, сделав акцент на простоте и удобстве для потребителей, аналогичных привычным современным сервисам в форме подписки.
Презентация Степиной Е.А. на тему: "Комфорт Большого города в рамках проекта комплексного развития территорий г. Москвы"
ХАРАИМ Аркадий Алексеевич, Начальник Управления развития теплового бизнеса ООО «Газпром энергохолдинг» выступил с докладом на тему: «Концепция механизма гарантированного возврата инвестиций в теплоснабжении по аналогии с ДПМ в электроэнергетике. Возможности и барьеры внедрения».
В 2020–2024 гг. участились аварии в теплоснабжении, что спровоцировало активное принятие новых законов. Однако их реализация хаотична: нормы часто противоречат друг другу или дублируются.
Концепция разработана «Газпромом» и направлена в Минстрой России как ответ на поручение Президента РФ адаптировать успешный механизм ДПМ (Договор о предоставлении мощности) из электроэнергетики для теплоснабжения.
Существенными отличиями теплоснабжения от электроэнергетики – это охват потребителей и доля участия населения. В электроэнергетике ДПМ охватывает половину субъектов РФ, в теплоснабжении зоны ограничены муниципалитетами. В электроэнергетике население (20% потребителей) исключено из ДПМ. В теплоснабжении доля населения - 70%, что делает невозможным отказ от инвестиций, даже минимальных.
В Концепции предложены меры по преодолению отличий для переноса механизма ДМП в сферу ЖКХ. Регуляторное соглашение – основной механизм гарантированного возврата инвестиции в сфере теплоснабжения.
Порядок внедрения и применения механизма (аналогично ДПМ): создание единых нормативов возврата инвестиций, система коэффициентов для приведения капитальных затрат к регионам и ежегодная индексация.
Предлагается внутри регуляторного соглашения тариф отвязать от ежегодной корректировки и привязать к операционным затратам по формуле расчета операционного тарифа, которая должна позволять сохранять экономию, достигнутую РСО бессрочно и не зависеть от фактических затрат. Инвестиционную составляющую тарифа можно утверждать в двух видах одноставочный тариф и фиксированная ставка.
Таким образом, концепция предлагает системный подход к привлечению инвестиций в теплоснабжение, устраняя ключевые барьеры - учет высокой доли населения в тарифах и гибкое тарифообразование с долгосрочной стабильностью. Для реализации потребуется принятие закона о регуляторных соглашениях и координация между Минстроем, регионами и бизнесом.
СИВАЕВ Сергей Борисович, профессор факультета городского и регионального развития НИУ «Высшая школа экономики» в своем выступлении рассказал кризисе в коммунальном секторе, вызванном долгосрочным сдерживанием тарифов ниже уровня инфляции.
За последние 10 лет предельные индексы роста тарифов на коммунальные услуги отстали от инфляции на 21,5 пункта. В результате в 2024 году коммунальные предприятия получили на 800 млрд рублей меньше, чем в 2014 году, что привело к дефициту финансирования, ветшанию инфраструктуры, росту аварийности и низкой инвестиционной привлекательности сектора. Доля домохозяйств, получающих субсидии на оплату ЖКУ, сократилась с 10% до 3%, что свидетельствует об опережающем росте доходов населения по сравнению с тарифами. Это не решает проблему недофинансирования коммунального сектора.
Национальный проект «Инфраструктура для жизни» требует 4,5 трлн рублей до 2030 года, из которых только 1,8 трлн планируется выделить из бюджета. Остальные средства должны быть привлечены за счет повышения тарифов. Выполнение национального проекта возможно лишь при существенном повышении тарифов на коммунальные услуги выше уровня инфляции
Возникает вопрос насколько можно повысить тарифы и как защитить тех, кто не сможет платить? Какие критерии необходимо предусмотреть для того, чтобы сказать, что при таком-то значении стоимости коммунальных услуг они финансово доступны для населения, а при более высоких значениях, например, они становятся финансово недоступны.
Сергей Борисович предложил заменить текущий индекс предельного роста тарифов на критерий финансовой доступности коммунальных услуг.
Этот критерий должен:
·Отражать реальное бремя оплаты для домохозяйств с низкими доходами.
·Быть независимым от внешних факторов.
·Быть легко измеримым и одинаково трактоваться по всей стране.
·Использовать существующие механизмы и инструменты, а не требовать создания новых.
Повышение тарифов необходимо для модернизации коммунального сектора, но должно сопровождаться мерами социальной защиты. Критерий финансовой доступности — эффективный инструмент для балансировки интересов населения и предприятий ЖКХ. Унификация стандартов субсидий по регионам — ключевое условие успеха. Выход из тарифного кризиса возможен через сочетание роста тарифов и адресной социальной поддержки.
Презентация Сиваева С.Б. на тему: "Есть ли выход из тарифного кризиса в коммунальной сфере?"
СМОЛИНА Лидия Филипповна, Кандидат экономических наук, Доцент кафедры ЖКХ Московский Государственный Строительный Университет «НИУ МГСУ» представила анализ проблемы задолженности в сфере жилищно-коммунальных услуг и предложила меры по её снижению.
На текущий момент общая дебиторская задолженность превысила 1,8 трлн рублей, из которых 880 млрд рублей приходится на население. Основные причины роста задолженности — неэффективное управление, отсутствие достоверного учета и слабая платежная дисциплина.
По итогам заседания Президиума Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации Минстрою России, Минэкономразвития России совместно с высшими исполнительными органами власти субъектов РФ было поручено представить план по снижению в 2023-2024 гг. накопленной дебиторской задолженности за ЖКУ и коммунальные ресурсы не менее чем в два раза в разрезе каждого субъекта Российской Федерации. Российское газовое общество совместно с Экспертным советом при Комитете Госдумы по ЖКХ и с Советом ЖКХ разработали предложения, которые были направлены письмом в адрес заместителя председателя Правительства М.Ш. Хуснуллина.
В части цифровизации учета поставленных коммунальных ресурсов основная причина образования задолженности - отсутствие достоверного учета и баланса производства и потребления коммунальных ресурсов. Поэтому предложения были направлены на разработку плана по внедрению интеллектуальных систем учета коммунальных ресурсов (газоснабжение, водоснабжение, теплоснабжение), стимулировать к оснащению МКД приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов.
На сегодняшний день инициатива об обязательном установлении интеллектуальных приборов учета в новостройках уже обсуждается совместно с Минцифрой России. И в рамках проекта «Умный город» есть проект дорожной карты.
Еще один проблемный вопрос - это некорректность показаний по ОДН. Поэтому из одно предложений было установить полномочия Минстрою России по корректировке норматива потребления, особенно там, где они зачастую занижены, в том числе и на ОДН.
В части повышения ответственности неотключаемых потребителей, предложения были направлены на уточнение критериев отнесения потребителей и перечень объектов «неотключаемых» потребителей электрической энергии, а также установление субсидиарной ответственности учредителя по обязательствам за поставленные энергетические ресурсы организаций, созданных в форме ГУП/МУП.
По повышению ответственности УО, ТСЖ, ЖСК за неплатежи за поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы предложения сведены к установке возможности расторжения договоров с управляющей организацией при переходе на прямые договора и сохранить прямые договора в случае изменения способа управления.
По повышению ответственности граждан, основная из причин - это отсутствие сведений о потребителях коммунальных услуг при переходе и на прямые договора и при смене собственника. Необходимо дать возможность получать данные потребителей коммунальных услуг, необходимые для заключения и исполнения договора управления и договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из ГИС ЖКХ, а также от МФЦ при продаже недвижимого имущества и упрощения порядка предоставления субсидий потребителям
Что касается прочих потребителей, здесь предложения сводились к упрощению порядка уведомлений об ограничении поставок и по повышению ответственности потребителей газа, в обеспечении безопасности поставок.
Предложения сводились к внесению изменений в закон о газоснабжении. Здесь работа большая уже проведена в части ВДГО и ВКГО. И сейчас закон находится уже на последней стадии рассмотрения, где возможность обслуживать такое оборудование будет дано и организациям, не являющимся ГРО.
Предложения РГО по разработке нормативных и правовых документов:
·Уточнение критериев отнесения потребителей к категориям потребителям электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, а также перечня объектов таких потребителей (акт Правительства РФ).
·Внесение уточнений в законодательство об электроэнергетике в целях исключения случаев расширительного правоприменения в отношении перечня потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям потребителей электрической энергии, утверждаемого высшим должностным лицом субъекта РФ (изменения в ПП РФ №442).
·Установление субсидиарной ответственности учредителя по обязательствам за поставленные энергетические ресурсы организаций, созданных в организационно-правовой форме ГУП/МУП, осуществляющих водоснабжение и водоотведение или теплоснабжение населенных пунктов (Федеральный закон (ГК РФ, 161-ФЗ от 14.11.2002).
Презентация Смолиной Л.Ф. на тему: "Совершенствование законодательства, направленное на снижение задолженности за ЖКУ"