Новости Ассоциации

Научно-практическая конференция НИУ МГСУ «Жилищно-коммунальное хозяйство: традиции, инновации, перспективы»

25.03.2025

19 марта 2025 года в Национальном исследовательском университете «Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ) состоялась научно-практическая конференция «Жилищно-коммунальное хозяйство: традиции, инновации, перспективы».

На мероприятии представители органов власти, управляющих компаний, научных и образовательных сообществ обсудили насущные вопросы и наметить планы по дальнейшему развитию сферы жилищно-коммунального хозяйства.

В конференции приняли участие представители Минстроя России, Государственной Думы, Совета Федерации, региональных органов власти, Фонда развития территорий, а также отраслевого сообщества, в том числе первый заместитель директора Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет» Сердюк Ольга Владимировна.

Участники обсуждали темы, направленные на выработку оптимальных решений и актуальных подходов в сфере повышения качества жизни граждан, прежде всего касающиеся вопросов эксплуатации многоквартирных домов, а также модернизации коммунальной инфраструктуры и совершенствования законодательства.

В пленарной части конференции выступили:

·Министр строительства и ЖКХ РФ – Файзуллин И.Э.

·Ректор НИУ МГСУ – Акимов П. А.

·Председатель Комитета ГД РФ по строительству и ЖКХ – Пахомов С.А.

·Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера - Высокинский А. Г.

·Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства – Бирюков П.П.

·Губернатор Липецкой области - Артамонов А.Г.

·Директор публично-правовой компании «Фонд развития территорий» - Петрин М. В.

55fde2ca-dd90-479e-8193-754f58ec201c.jpg

5a57029d-a553-49e5-a367-46125d460903.jpg

Файзуллин Ирек Энварович, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в своем выступлении отметил, что прошлый год стал завершающим для национального проекта «Жилье и комфортная городская среда», который плавно перешел в новый нацпроект «Инфраструктура для жизни». Все основные показатели прошлого проекта выполнены и обеспечена цель улучшения качества жизни граждан.

За последние 5 лет на развитие коммунальной инфраструктуры направлено только федерального финансирования 600 миллиардов рублей. За счет этого модернизировано 3,5 тысячи объектов и почти 10 тысяч километров инженерных сетей.

Вместе с тем, с учетом текущего состояния коммунальной инфраструктуры, а также необходимости выведения отрасли на самостоятельное воспроизводство, остается очень много задач. Это предполагается реализовать в новом национальном проекте «Инфраструктура для жизни». Стоит задача модернизировать коммунальное хозяйство, в первую очередь снизить износ инженерных коммуникаций. Источники финансирования новой программы МКИ за 6 лет - 4,5 трлн рублей из разных источников.

Ключевой темой является управление всем жизненным циклом объекта. Это касается и жилищного фонда, и инфраструктуры. Градостроительные планы должны учитывать корректный прогноз демографических показателей, должны быть увязаны с развитием инфраструктуры и вопросом урбанизации территорий. На стадии проектирования необходимо закладывать требования к последующей эксплуатации. Эксплуатирующие организации должны иметь возможность предъявлять требования к используемым строительным материалам, оборудованию, технологиям. Эксплуатация должна осуществляться в рамках стандартизированных требований в зависимости от конструктивных особенностей объекта. Капитальный ремонт должен быть корректно спланирован для решения тех задач и тех сроков эксплуатации объектов, на которые это запланировано. И завершающий этап функционирования объектов - снос, тоже должен быть синхронизирован с первичным этапом проектирования.

«Кроме того, с учетом дефицита работников отрасли стоит серьезная задача по всем направлениям, включая и проектный процесс, формирование технических заданий, обеспечить повышение производительности труда. Сегодня это серьезная задача. И, конечно, повышение престижа рабочих профессий – это общая задача, которую мы осуществляем в рамках функционирования всей системы управления и строительства на жилищно-коммунальном хозяйстве», - сказал Ирек Энварович.

5393303043790994849.jpg

32dae6e8-73ed-4392-880f-8cabb6d6d0b8.jpg

Пахомов Сергей Александрович, председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ в своем выступлении отметил, что осенью было подготовлено депутатское видение на площадке Государственной Думы подходов к модернизации системы жилищно-коммунального хозяйства и направлено коллегам из Правительства. Это достаточно подробный документ, в котором около 40 пунктов по всем направлениям, затрагивающих почти всю сферу. Основная магистральная его идея – комплексность подхода и системность решений.

Сергей Александрович отметил, что износ сетей, износ оборудования, это крайне важно, хозяйственные вопросы всегда стоят остро, но проблема системы ЖКХ сегодня не столько в этом. Отрасль сама по себе технологически безнадежно устарела и заменой старого железа на новое обойтись не получится.

За счет всех источников, бюджетных и внебюджетных, сегодня меняется 1,5% сетей, возможно, выйдем на 2,5%, но чтобы это стало действительно ощутимым, надо выйти на 5%. В любом случае только из бюджета всех уровней это сделать невозможно. Выход один - разделить нагрузку с инвесторами. И для этого нужно создавать нормальный рынок с понятными, четкими правилами и более четкими конкретными контрольными функциями государства. Такие возможности у государства как у регулятора есть. Вот на этом нужно сосредоточиться - как создать рынок и при этом не увеличить цифру в платежке для жителей.

Цифры в платежке – это тариф, умноженный на объем, поэтому требуется полнейший тотальный учет ресурсов и энергоэффективность. Любой разговор о модернизации системы жилищно-коммунального хозяйства без решения проблем энергоэффективности и учета результата не даст.

Есть анализ положительного опыта десятка постсоциалистических стран, которые эту работу прошли, то есть эта проблема решаема. В основном изменения начинаются с тепла, потому что это самая сложная тема, а остальное идет гораздо легче. Необходимо на основе существующих опытов определить свой путь. Это наука с последующим методическим обеспечением процесса.

Есть еще инвентаризация с диагностикой, система успешного сбора и расщепления платежей с полной цепочкой - приборы учета, коммуникации, серверы, софты, которые хранят обрабатывающую информацию, плюс долгосрочные тарифные решения и так далее. То есть обязательная цепочка этих решений, а не только замена железа в совокупности и будет эффективной программой модернизации отрасли.

По поводу необходимости совершенствования управления многоквартирным жилым фондом - ключевые задачи здесь понятны:

1. институт ответственного собственника, сам по себе он не появится, необходимо максимально просвещать граждан, объясняя, что они несут ответственность за своё имущество.

2. экономика управления МКД. Плата за содержание жилого помещения.

3. необходимость в разной степени радикальной корректировки механизма лицензирования и контроля на этом рынке. Глубина этой корректировки может быть разная, от ужесточения требований к лицензированию до полного отказа и перехода на саморегулирование.               

Сергей Александрович подчеркнул, что тема управления домов непростая, но надо принимать решение. Не принципиально какой путь будет выбран. Любой из них может быть эффективен, если:

· Контрольные органы ГЖИ будут освобождены от административных лишних функций, переведя их в разряд технических и будут усилены контрольные функции ГЖИ.

· Будет возвращен учет технического состояния многоквартирных домов как обязательный.

· Будут введены базовые стандарты управления и обслуживания, регламенты с упрощенной унификацией всей линейки документации.

· Будет запущен процесс глубокой цифровизации.

· Будет введен механизм, который будет позволять лишать недобросовестных участников рынка доступа к обслуживанию конкретных домов.

· Будет выровнена налоговая нагрузка внутри отрасли, будут защищены капитальные вложения инвестора.    

5393303043790994869.jpg         

Нифонтов Дмитрий Юрьевич, заместитель директора Департамента развития ЖКХ Министерства строительства и жилищно-коммунальному хозяйства Российской Федерации в своем выступлении обратил внимание, что в жилищной сфере есть определенные проблемы и если бы собственники были грамотные и ответственные, возможно не потребовалось так серьезно регулировать сферу ЖКХ и не понадобилось бы ни лицензирование, ни саморегулирование. Поскольку до достижения такой ситуации еще очень далеко, необходимо все-таки регулировать и отчасти это происходит из-за того, что мы нужно думать за собственника.

Одна из серьезных проблем, которая была выявлена - многое регулируется в сфере ЖКХ в отношениях между потребителем и исполнителем и при этом подробных исчерпывающих требований не установлено. Отсюда возникают проблемы, когда собственники не знают, что должна делать управляющая организация, и, соответственно, у них создается впечатление, что она ничего не делает.

Управляющая организация, в свою очередь, также пытается исполнить только минимальный установленный законом перечень работ и тоже не стремится принимать меры, направленные на улучшение состояния дома, поскольку собственники не готовы за это платить.

Одним из решений данной ситуации представляется введение стандартов управления многоквартирными домами. Концепция сейчас прорабатывается, она до конца еще не утверждена, но тем не менее общие принципы управления уже понятны - предлагается введение стандартов отдельно по управлению, по содержанию общего имущества и по текущему ремонту.

Каждый стандарт будет содержать перечень работ, которые обязаны будут выполнять организации, осуществляющие управление в конкретном многоквартирном доме. Для того, чтобы этот перечень работ определить, представляется целесообразным проводить сначала технический осмотр. Уже исходя из перечня элементов общего имущества, которые будут выявлены в ходе технического осмотра, можно будет установить перечень необходимых работ, который войдет в стандарт по содержанию общего имущества.

Исходя из технического состояния этих элементов будет определен перечень работ по текущему ремонту, который также войдет в стандарт по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, виды работ будут определены именно для конкретного многоквартирного дома, тем самым будет обеспечен адресный подход, поскольку действующие в настоящее время требования к минимальному составу работ в должной мере не обеспечивают надлежащее содержание имущества с учетом того, что все дома разные.

Современные дома содержат сложные инженерные системы, требования к содержанию которых фактически не описаны. Поэтому, если применять к этим домам общие правила, которые сейчас действуют, может оказаться, что работ, выполняемых в соответствии с условными требованиями, будет недостаточно.

Дмитрий Юрьевич подчеркнул, что введение стандартов и подхода о том, что определение перечня работ будет зависеть от технического состояния, обеспечит надлежащее содержание и текущий ремонт, потому что в каждом доме он будет зависеть от того, какие у него характеристики и техническое состояние.

Далее при определении перечня работ можно будет перейти уже к установлению требований для того, чтобы эти работы были выполнены с надлежащим качеством, а также требованиям к персоналу, который будет эти работы выполнять и к материально-техническому обеспечению.

С учетом того, что размер платы за содержание устанавливается на общем собрании собственников, которые не стремятся для себя повышать размер платы. Часто это доходит до абсурдной ситуации, когда очевидно, что за такую низкую плату выполнять работу невозможно, но собственники все равно за него голосуют, мотивируя тем, что все равно сколько ни платить, УО ничего делать не будет. Естественно, когда размер платы экономически необоснован, то, действительно, управляющая компания за эти деньги ничего не делает.

Ситуацию, когда управляющая компания, у которой нет работников, нет муниципальной базы, управляет домами, собственники помещений в которых ничего не платят, надо кардинально менять.

Собственники помещений в таких домах, часто даже не переживают на этот счет, считая, что у государства есть обязательства и всем предоставят новые квартиры в новых домах. Однако, если будут введены стандарты, то в соответствии с утвержденными стандартами будут определены требования к квалификации персонала, который должен будет выполнять работы, и требования к материально-техническому обеспечению. Причем сразу прорабатывается вопрос, чтобы исполнение этих требований осуществлялось не обязательно путем включения специалистов в штат управляющей организации, но и путем привлечения персонала подрядными организациями.

Таким образом управляющая организация прежде, чем начать управлять домом, сможет оценить, хватит ли у нее ресурсов для качественного управления домом. И если управляющая компания этими ресурсами не обладает, ей будет разумно отказаться от управления домом.

«Введение стандартов и для управляющих компаний хорошо, и для собственников даст положительный эффект, потому что собственники наконец-то поймут, какие виды работ конкретно в их доме будут выполняться, какими силами, и это тоже должно позитивно сказаться на отношении потребителей и исполнителей услуг. Для надзорных органов также будет положительный эффект, поскольку надзорные органы будут четко понимать, что им надо проверять, в том числе, какие работы должны выполняться и кем они должны выполняться, в том числе, можно проверить наличие нужных специалистов в материально-техническом обеспечении и так далее», - сказал он.

Когда работа по введению стандартов будет завершена, можно будет перейти к регулированию размера платы за содержание жилья. Поэтому представляется целесообразным урегулировать именно минимальный размер платы за содержание. Если собственники помещения хотят большего комфорта, они имеют право на общем собрании принять решение об увеличении размера платы, об расширении перечня выполняемых работ, но минимальный размер платы, который будет соответствовать минимально необходимому перечню работ, определенных стандартами, необходимо урегулировать, чтобы исключить недофинансирование услуг и работ по содержанию жилого помещения.

Дмитрий Юрьевич также отметил, что сейчас прорабатывается вопрос, какими конкретно нормативными актами это должно регулироваться, потому что изменения должны быть эффективными. В ближайшие пару лет эта работа будет завершена.

5393348922631646673.jpg

Стофорандов Кирилл Александрович, заместитель директора ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России» в своем докладе «О запуске федерального проекта «Модернизация коммунальной инфраструктуры»: цели, задачи, механизмы финансирования. О правилах предоставления и распределения субсидий на мероприятия по модернизации коммунальной инфраструктуры» рассказал, что в паспорт федерального проекта включены два основных целевых показателя:

· количество построенных и реконструированных модернизированных объектов в 2000 штук к 2030 году

· 20 миллионов человек, численность населения, для которого улучшится качество предоставления коммунальных услуг

Финансирование мероприятий в рамках проекта предусмотрено как в рамках субсидий из федерального бюджета, также и за счет консолидированных бюджетов субъектов, а также с привлечением средств из внебюджетных источников.

Необходимо отметить, что правилами определен отдельный подход к определению минимального размера финансового участия в реализации мероприятий в рамках федерального проекта со стороны Российской Федерации. В среднем соотношение Федеральных средств и региональных принято как раз 60 на 40, но также учитывается предельный уровень финансирования, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

В связи с тем, что одной из целей проекта является именно реконструкция и капитальный ремонт сетей, правилами установлены требования минимальной доли финансирования линейных объектов, это не менее 80% от средств субсидий на каждый год, и не менее 50% от средств субсидий необходимо направлять именно на реконструкцию или капитальный ремонт объектов.

В целом, субсидии предоставляются на следующие цели: строительство, реконструкция, модернизация и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры или предоставление соответствующих субсидий местным бюджетам.

Это финансирование на этапе создания, реконструкции, модернизации объектов концессионных соглашений, заключающегося в отношении объектов коммунальной инфраструктуры в части расходов на создание, реконструкцию, модернизацию таких концессионных соглашений, то есть в форме капительного гранта. Или соответствующих предоставлений бюджетам местным.

Также отдельно выделена цель - на исполнение поручений Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации в соответствии с протокольными решениями штаба правительственной комиссии. Причем в случае принятия таких решений также возможно финансирование проектно-изыскательских работ.

В целях получения субсидий в адрес Минстроя России участниками проектов оформляются заявки с приложениями, обосновывающей документацией в зависимости от цели предоставления субсидии. Вместе с заявками предоставляются паспорта инвестиционных проектов по установленной Минстроем форме, положительные заключения государственной экспертизы, в случае если речь идет об объектах капремонта, то экспертиза сметной стоимости строительства, документы об утверждении проектной документации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации разработка проектной документации является обязательной, сведения, необходимые для проведения интегральной оценки эффективности использования бюджетных средств и копии правоустанавливающих документов на земельные участки.

Для случая, когда субсидия предоставляется на капгранты, дальше к заявке прикладывается заключенное концессионное соглашение. Если средства направляются на проектно-изыскательские работы, то копию утвержденного задания на проектирование.

ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России» осуществляет рассмотрение заявок и обосновывающей документации на текущий момент с приложением положительных заключений госэкспертиз, проектной документации, если это капремонт, то экспертиз проверки достоверности и определения сметной стоимости.

Кирилл Александрович обратил внимание на наиболее часто встречающиеся ошибки при рассмотрении, которые затягивают процесс формирования программы:

1. несоответствие данных в паспортах положительным заключением госэкспертизы. Госэкспертиза – это база, от которой мы отталкивается при любом расчете в рамках федеральных проектов.

2. неверное применение, завышения индекса дефляторов при расчете средней стоимости от года ее определения к ценам соответствующих лет.

3. недостоверное отражение ранее освоенных средств, в том числе средств на оплату проектно-изыскательских работ.

Кирилл Александрович просил обратить внимание на важность корректности всех этих расчетов, потому что именно таким образом обосновывается стоимость проектов, потребность в федеральных средствах, и это те замечания, которые встречаются чаще всего.

Он также отметил, что в случае возникновения вопросов в части подготовки заявок и обосновывающей документации представители регионов могут обращаться в отдел программных мероприятий в рамках федерального проекта МКИ и ФАУ проектной дирекции. На сайте дирекции есть контакты кураторов, за каждым регионом закреплен отдельный куратор, который постоянно на связи.

5393303043790994853.jpg

Петрин Марат Владимирович, Директор публично‑правовой компании «Фонд развития территорий». Выступил с докладом на тему «Инструменты планирования и контроля хода реализации мероприятий в рамках Федерального проекта «Модернизация коммунальной инфраструктуры». Меморандумы о модернизации систем коммунальной инфраструктуры».

Общая цель – добиться значительного улучшения качества коммунальных услуг, достичь цифры 20 миллионов граждан. Системная задача требует согласованности действий между всеми участниками процесса и важно создать самые эффективные инструменты управления программой, в том числе, защищать интересы отрасли перед экономикой, обосновывать потребности отрасли в дополнительном финансирования государством.

Все регионы на сегодняшний день разработали комплексные планы, утвердили их в соответствии с методикой, которая в приказе Минстроя России утверждена, и предоставили детальную информацию о запланированных до 2020 года мероприятиях, указав финансовые и технические характеристики по каждому мероприятию.

Данные сформированы на основе отраслевых схем и программ социально-экономического развития, в основном из поручений Президента. В них учтены все возможные источники, но можно с уверенностью сказать, что там не все мероприятия, которые есть в схемах. Есть куда двигаться, есть с чем работать. Комплексные планы должны стать итогом работы по организации ежегодных схем.

На сегодняшний день модель финансирования программы за счет бюджетных и внебюджетных источников до 2030 года сформирована - 4,5 триллиона рублей. Естественно, прирост весомой финансовой поддержки и результат зависит от исполнительности, от того, как будут коллеги на уровне региона, на уровне муниципалитета с этим работать и как будут работать с этим ресурсоснабжающие организации. Он напомнил, что ключевым инструментом мониторинга исполнения обязательств МКИ, в целом, целью этой задачи является меморандум, заключаемый между Минстроем России и регионами. До 1 апреля необходимо подписать их с каждым.

Марат Владимирович отметил, что в рамках заключения меморандума, последующей работы проекта, которая случится после изменения Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", потребуется определить приоритеты инвестиционного потенциала организации, найти баланс в отношении бюджетных и внебюджетных источников финансирования с учетом специфики территории и обеспечить индивидуальный подход к каждому региону по установке целевых показателей.

Но вся модель не работает без внебюджетного финансирования, поэтому необходимо с обеих сторон сократить риски для достижения показателей, уделив внимание бюджетным источникам. Модель точно будет нарушена в случае, если не будет учета того, как ресурсоснабжающая организация выполняет свои обязательства, которые она получила в рамках тарифного регулирования.

Работа по актуализации данных в комплексном плане продолжается, это незавершенный процесс. 7 февраля вышло изменение в комплексном плане с точки зрения регулирования Минстроя. Появляется мониторинг реализации комплексного плана. Фактически появится совместный инструмент контроля, который будет доступен Марату Шакирзяновичу - в еженедельном формате, он будет получать информацию о том, как реализуются все мероприятия в рамках всех источников, как бюджетных, так и внебюджетных.

На сегодня подписано 88 комплексных планов по модернизации, в рамках которых сформированы 43 тыс. мероприятий общей заявленной потребностью в 9 триллионов рублей. 16,5 тысяч мероприятий и 136 тысяч километров сетей, часть стоимости обеспечена бюджетными и внебюджетными средствами. С заключением меморандумов модель может меняться. Необходимо разгонять темп.

С 2013 года фонд ведет учет объектов коммунальной инфраструктуры по воде, с 2022 ведется учет объектов по теплу. Сегодня есть информация о состоянии 800 тысяч километров сетей и 30 тысяч котельных, 80 тысяч объектов водоснабжения. Важно продолжить работу в данном направлении, формируя единую базу объектов. Уже сейчас при вовлечении комплексного плана синхронизирована система с перспективными данными по оценке состояния. Фонд обеспечивает сбор исходных данных в виде консолидированной системы, что позволит сформировать цифровые проекты схем теплоснабжения и водоснабжения. Это, по сути, первичная база данных, которая ежегодно собирается со всех ресурсоснабжающих организаций для формирования института схемы.

Любые отклонения от реализации модели плана, несущественно возможны, но в целом они замедляют процессы. Необходимо было оценить, а как регионы работают с теми источниками, которые у них есть и на основании этого определить процедуру представления финансовой поддержки 2025-2030 гг.

Марат Владимирович подчеркнул, что регионы, которые работают с внутренней эффективностью, включая дебиторку, с внебюджетными источниками - только они прежде всего должны получать финансовую поддержку.

Подводя итог выступлению, можно отметить, что планируется и поддержано Министром создание на базе Фонда развития территорий государственной информационной системы с информацией по теплоснабжению и водоснабжению, с хранением схем в цифровом виде, будут внесены изменения в соответствующие отраслевые законы о теплоснабжении и о водоснабжении.

5393348922631646671.jpg

Закирова Марина Анатольевна, Заведующий кафедрой Жилищно-коммунального комплекса МГСУ, председатель Ассоциации региональных расчетных центров, рассказала о ИРЦ, основных функциях и преимуществах.

Главное: все услуги в одном документе, удобные способы и сроки оплаты, единая база данных по начислению и сбору платежей, увеличение уровня собираемости (в среднем 98%), как за жилищно-коммунальные услуги, так и за капремонт.

Положительные примеры были озвучены в прошлом году на Комиссии Правительства и проведена большая работа, по итогам которой Минстроем 27.01.2025 г подписана дорожная карта, которая позволит устранить барьеры функционирования ИРЦ.

Она сообщила, что площадкой для решения системных задач является Ассоциация региональных расчетных центров (член Совета ЖКХ).

Также отметила, что Минстрой видит ИРЦ в качестве инструмента для повышения собираемости, о чем свидетельствует , что этот вопрос нашел отражение в требованиях к регионам в Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Необходимо снять ограничения, которые мешают, чтобы можно было эффективно повышать собираемость платежей за ЖКУ.

5393303043790995313.jpg

Доступные к просмотру материалы:

Презентация Петрина М.В. - Директора публично‑правовой компании «Фонд развития территорий» на тему: «Актуальные вызовы и предложения по эксплуатации жилищного фонда»

Презентация Синичич М.В. - Директора департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на тему: «ФИНАНИСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФП «РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАСЕЛЕННЫХ ПУНТОВ»

 

 


Возврат к списку