Новости Ассоциации

Заседание экспертного совета при ППК «ФРТ» на тему: «Актуальные вызовы при разработке схем теплоснабжения: опыт и перспективы развития на территории Российской Федерации»

24.02.2025

21.02.2025 прошло заседание экспертного совета Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на тему: «Актуальные вызовы при разработке схем теплоснабжения: опыт и перспективы развития на территории Российской Федерации»

Эксперты обсудили одну из ключевых тем для развития ЖКХ - разработку и актуализацию схем теплоснабжения. Были рассмотрены предложения, способствующие развитию отрасли в целом за счет инноваций, технологий и требований законодательства.

Модератором встречи выступила Ульянкина Александра Сергеевна.

Программа заседания включала четыре блока:

1. Данные без границ: единый источник исходных данных, на территории Российской Федерации;

2. Вызовы нерегулируемого рынка разработки и актуализации схем теплоснабжения;

3. Дорога к совершенству: проблемные аспекты в разработке и актуализации схемы теплоснабжения;

4. Разработка Единых Схем.

В работе также приняли участие представители членов Ассоциации Совет ЖКХ - Семенов Виктор Германович, президент НП «РосТепло», Колбасенко Григорий Андреевич, Руководитель направления схем теплоснабжения департамента схем теплоснабжения и концессий ПАО «Т Плюс» и первый заместитель исполнительного директора Совета ЖКХ Сердюк Ольга Владимировна.

Завертяев Александр Витальевич, директор ФРТ, в своем выступлении поблагодарил всех участников за внимание к этой важнейшей теме. Он отметил, что схема теплоснабжения для систем каждого муниципалитета — это основополагающий документ, на основе которого строится регулирование и развитие систем. Каждая схема теплоснабжения по своей сути научно-исследовательская работа, главным результатом которой является:

1. учет объектов, их технических характеристик.

2. набор мероприятий, который определяется по результатам анализа первого пункта.

Таким образом, мероприятия, направленные на развитие и восстановление работоспособности, являются ключевым результатом разработки схем. При этом, на текущий момент качество разработки схем оставляет желать лучшего.

Фонд развития территорий является оператором множества программ финансовой поддержки регионов по модернизации коммунальной инфраструктуры. Как пример - программа льготных займов по ресурсоснабжающим организациям за счет средств ФНБ. Более 1300 объектов финансируются фондом. Из этих 1300 объектов только 39% на этапе подачи заявки были включены в схему теплоснабжения и водоснабжения, что не дает эффективно реализовывать инвестиционные мероприятия. В процессе реализации мероприятий какие-то объекты были включены в схему, их необходимость реализации была подтверждена, но также были примеры, когда в схемы не включались объекты. В этом случае разрывали договор займа и возвращали деньги от ресурсоснабжающей организации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", максимальные сроки разработки схемы длятся до 323 календарных дней (менее 500 тысяч населения). Если более 500 тысяч населения - 381 день. С одной стороны, это имеет веские основания - в Приказе Минэнерго России от 05.03.2019 № 212 "Об утверждении Методических указаний по разработке схем теплоснабжения" атрибутный состав исходных данных, которые необходимы для разработки схем, насчитывает более 1500 атрибутивов. Это тот набор материалов, который необходимо передать заказчику схемы. Муниципалитет берет данные у ресурсоснабжающей организации, которой в моменте нужно их актуализировать и собрать, что действительно занимает достаточно много времени. При этом, если взять полный график разработки схемы, (включая рассмотрение схемы, сбор замечаний, личные слушания), то на саму процедуру анализа исходных данных и формирование научно-исследовательской работы остается меньше месяца.

В Российской Федерации, согласно официальной статистики Росстата, 168 тысяч километров сетей теплоснабжения, 73 тысячи котельных. Но ФРТ обладает большей информацией:

·     13 объектов теплоснабжения в стране эксплуатируются концессионерами;

·     30% котельных построено или капитально отремонтировано в период с 1991 по 2000 год;

·      5% всех сетей теплоснабжения имеют диаметр равный или более 600 мм;

·      87 инцидентов или аварий происходят на сетях теплоснабжения;

·      Из этих 87, 67% инцидентов происходят на сетях менее 200 мм;

·      При этом, среднее количество отключенных жителей почти 1500 человек.

С 2019 года фонд ведет инвентаризацию систем теплоснабжения. Регионы заполняют данные для системы ФРТ. Информация предоставляется ресурсоснабжающими организациями, муниципальными образованиями, органами исполнительной власти субъектов, подписывается высшим должностным лицом и подгружается в АИС.

В рамках инвентаризации в фонде собирается порядка 600 объектов. К единой базе объектов привязываются все остальные сущности, связанные с эксплуатацией. С 2020 года работает система мониторинга коммунальных аварий и инцидентов. Более 12 тысяч инцидентов и аварий в месяц фиксируются именно в привязке к тем объектам, о которых было сказано ранее. Всего с 2020 года зафиксировано 302 тысячи инцидентов.

По этим же объектам в процессе финансирования мероприятий по финансовым программам ФРТ отслеживали как год от года меняется их текущее состояние в результате реализации мероприятий. С 2025 года начался новый национальный проект «Инфраструктура для жизни», при подготовке к которому был запущен новый сервис для регионов - комплексный план. «Комплексные планы — это свод всех мероприятий, которые реализуются за счет всех источников, как бюджетных, так и не бюджетных, для многих разных целей к модернизации коммунальной инфраструктуры. И именно на этом сервисе, на комплексных планах основывается результативность, которую ФРТ получает в исполнении целевого показателя этого национального проекта, в частности, это улучшение качества коммунальных услуг», - сказал Александр Витальевич. - «Сейчас уже 71 тысяча мероприятий в этих комплексных планах привязана к объектам. Ожидается выверка атрибутивного состава с тем, чтобы не делать двойную работу, с тем чтобы провести инвентаризацию и исходные данные по схемам привести к единому набору атрибутов, после чего будет доработан наш отдел АИСа и перезапущена инвентаризация. Тогда в системе будут собираться исходные данные и финальным результатом станет набор мероприятий, которые будут реализовываться пока в среднесрочной перспективе до 2030-го года».

ФРТ в этой системе не будет хватать одного - схемы. «Поэтому мы плавно следующим шагом будем стараться идти в сторону того, чтобы все схемы теплоснабжения оцифровать и в машиночитаемом виде положить в базу. Задача достаточно амбициозная, но мы видим только этот путь для того, чтобы повысить качество их разработки, верифицировать, потому что только цифровизацией мы сможем к этому прийти», - сказал он.

Семенов Виктор Германович, президент НП «РосТепло», в своем выступлении обратил внимание на то, что у нас в стране уже есть несколько информационных систем и у всех существует одна и та же проблема – полнота и достоверность информации.

«Если ФРТ берет на себя задачу создать единый центр информации теплосхем, то необходимо сразу думать, как обеспечить эти две задачи. Без аналитики тут не обойтись», - сказал он.

Виктор Германович привел пример работы, которая началась в прошлом году в Рязанской области. Задача была разработать действительно качественные схемы по всем поселениям, но целый год ушел на то, чтобы разработать:

· во-первых, индекс состояния из 19 показателей для того, чтобы определить лучших. Индекс позволяет ранжировать, привести к одной цифре. Это заняло полгода, потому что обработка информации занимает очень много времени.

· во-вторых, чтобы разобраться в предоставленной информации необходим реальный объезд с измерениями и даже не по одному разу. Чрезвычайно полезно разобраться на местах что там в действительности.

Он отметил, что должны быть определены итоговые цели, результат должен быть измеряемый. Под каждую систему, под каждое поселение или область определен так, чтобы можно было его контролировать. Из чего вытекает простая задача, которую государству надо кому-то ввести — это контроль того, что получаем в результате схемы. В каждой последующей схеме должны быть разобраны причины, по которым не достигнуты результаты. Должны быть найдены первичные причины, а не эфемерный износ, которым сейчас переполнены все схемы. Должен быть ответ на вопрос почему этот износ? Эта логическая цепочка, выстроенная и оцифрованная, она чрезвычайно важна.

Заканчивая свое выступление, Виктор Германович призвал к тому, чтобы был создан в итоге в фонде не информационный центр, а аналитический.

Сайфульмулюков Фанур Ильдарович, руководитель направления Энергетика и ЖКХ ГК Цифра отметил, что процесс управления ресурсоснабжением необходимо рассматривать как сквозной процесс на всех уровнях, начиная от предприятия, заканчивая регулированием на государственном уровне.

Этот процесс охвачен данными, которые идут снизу вверх для принятия решения. При этом, цена ошибки принятых решений значительно растет, начиная от оперативного управления, когда, например, диспетчер принимает какое-либо решение (включить насос или отключить его) к этапу стратегического управления (решение строить или закрывать котельную, какого диаметра сети проложить, где будет микрорайон). И критичными являются именно те данные, на основе которых принимаются решения.

Вопрос был каким образом обеспечить качество данных, чтобы на основе них принимать правильные решения. «Наше понимание, в целом, как у группы компаний, у которой есть опыт работы с крупными теплоснабжающими и водоснабжающими организациями, - без эффективного и системного развития инфраструктуры цифровой на полевом уровне у предприятий, непосредственно теплоснабжающих, водоснабжающих, получить качественную картину на стратегическом уровне, на государственном уровне невозможно», - сказал он.

Фанур Ильдарович подчеркнул, что поскольку система всегда обновляется, нужно постоянное обновление качества данных, поэтому краеугольным вопросом является именно развитие цифровой инфраструктуры непосредственно ресурсоснабжающих организаций.

В соответствии с этим отмечены 4 пункта, которые будут способствовать системному развитию и цифровой трансформации госуправления и регулированию в целом важнейшей социальной функции ресурсоснабжения населения.

1) Стандартизация информационного обмена. Необходимо договориться, как должны собираться данные, как они должны храниться, структурироваться и в каких форматах должен быть осуществлен обмен. Первый шаг к этому вопросу сделан и в плане национальной стандартизации на этот год запланирована разработка государственного стандарта по информационным моделям ЖКХ.

2) Вопрос стандарта цифровой инфраструктуры ресурсоснабжающей организации. Что такое хорошая инфраструктура, какая она должна быть, какого типа приборы должны стоять (к данному пункту только-только сейчас подступаются в рамках индустриального центра компетенций ЖКХ и комиссии РСПП по стандартизации).

3) Организация региональных и отраслевых центров компетенции. Такая проблема сейчас есть в малых городах, там нет людей. На работу в теплоснабжающую организацию в городе с населением 50 тысяч, сложно найти хороших специалистов, платить им нужную зарплату и удерживать. Поэтому единственным, решением видим создание на уровне регионов таких центров, которые бы помогали методологически, технически, организационно развивать цифровую инфраструктуру предприятия, управлять данными и на основе этого оказывать поддержку по управлению режимами, формированию схем и так далее.

4) Стимулирующие меры развития цифровой инфраструктуры. Необходимо оснастить первичными приборами, системами фиксации аварий. Нужны меры поддержки, стимулирующие, в том числе привлечение частного сектора и стимулирование частного сектора.

Презентация доступна к просмотру. 

Петрин Марат Владимирович, директор ФРТ, в своем выступлении указал на то, что часть проблем, о которых говорилось в первом блоке, связаны с генерацией данных: «Ни в муниципалитете, ни, тем более, на региональном уровне данные не появятся, если не собирать и не развивать источники и не делать простейшие чек-листы для сбора этой информации».

По данным ФРТ на территории Российской Федерации должно быть утверждено и актуализироваться 9,5 тысяч схем теплоснабжения. В настоящий момент времени исполнение данного показателя составляет 97%. Большинство муниципальных образований привлекает для разработки и актуализации схем иные юридические лица, однако есть и такие, которые актуализируют схемы самостоятельно. Общая причина - дефицит бюджетных средств и отсутствие на региональном уровне инструментов для того, чтобы работать с электронной моделью.

Стоимость разработки и актуализации схемы зависит от разных факторов – от численности населения, от количества и мощности централизованных источников тепловой энергии, от количества ресурсоснабжающих организаций, протяженности тепловых сетей. При этом, ФРТ не увидел в этом процессе никаких стандартов разработки схем с указанием затрат на человеко-часы на каждый этап, с поэтапной сметой выполнения работ, обеспечивающих единую методологию разработки схем и повышающую качество сдаваемой работы. В итоге стоимость разработки или актуализации схемы для муниципального образования зависит от индивидуальных расчетов каждой компании, которая предоставляет коммерческие предложения.

Марат Владимирович отметил, что Фонд развития территорий в настоящее время прорабатывает в том числе блок вопросов, связанных с изменением законодательства, касающегося закупок в рамках этого процесса и цифровизации схем. Цифровизация должна позволить создать единую методологию, стандартизировать процесс разработки схем теплоснабжения.

Кроме того, определение исполнителя для разработки схем должно осуществляться путем исключительно электронного конкурса. «Те аукционы, которые объявляются, показывают падение цен в среднем по Российской Федерации в 42%. При этом по результатам анализа 2024 года есть случаи падения цены до 97% от начальной максимальной цены. То есть за 3% от НМЦ выходит компания, которая предлагает свои услуги. Естественно, за счет процедуры аукциона они и побеждают», - сказал он. - «При том, что отмечается, что процесс разработки схемы – это научно-исследовательская работа, на практике кто меньшую цену предложит, тот и будет выполнять эту работу. Получаются в итоге иногда рефераты на несколько страниц, которые назвать схемой очень сложно».

Он также отметил, что процедуры публичных слушаний в том виде, в котором они сейчас происходят, устарели. Исключительно профессионалы участвуют в этой процедуре. «Тогда почему мы не можем перейти на тот же механизм, как переходим с точки зрения нормативных правовых актов, когда мы обсуждаем http://publication.pravo.gov.ru (ресурс, где обсуждаются все нормативные права и акты)? Давайте создадим ресурс, где можно будет вывешивать на определенное время схему и собирать от профессиональных участников, от рынка, да и от граждан, все замечания и предложения по той же процедуре, рассматривать и корректировать», - сказал директор фонда.

«Мы полностью согласны с идеей создания региональных центров компетенций. Развитие такой структуры в субъекте Российской Федерации позволит синхронизировать градостроительную политику регионов со схемами теплоснабжения и закрыть те дыры по кадровому потенциалу, которые существуют на муниципальных уровнях. Мы полностью поддерживаем регионы и при обсуждении с каждым регионом рекомендуем создавать такие центры компетенции в виде подведомственных учреждений, которые смогут профессионально заниматься этим вопросом и контролировать, а не просто мониторить, как сейчас, утверждение схем муниципальными образованиями», - подытожил Марат Владимирович.

Колбасенко Григорий Андреевич, Руководитель направления схем теплоснабжения департамента схем теплоснабжения и концессий ПАО «Т Плюс», выступая, напомнил, что по данным из отчета Минстроя, в стране должно быть разработано порядка 9500 схем теплоснабжения. Незначительную долю из этого, но при этом долю самых крупных сложных городов, утверждает Министерство энергетики Российской Федерации. Соответственно, оставшаяся часть схем теплоснабжения утверждается на уровне муниципалитета и, как можно наблюдать на практике, качество этих схем порой существенно отличается от схем теплоснабжения, которые утверждаются в Министерстве энергетики Российской Федерации.

Если оценивать работу, которую ведет Министерство энергетики, около 10-12 организаций разрабатывают пул схем теплоснабжения для 70 городов. Из чего можно сделать вывод, что на аналогичном уровне чтобы обеспечить качественную разработку схем теплоснабжения для малых городов в стране потребуется дополнительно около 1000-1200 аналогичных высококвалифицированных специалистов, чтобы не было потеряно качество схем теплоснабжения для малых городов.

«Сейчас такого количества специалистов просто нет и для формирования такого сообщества должен пройти серьезный период времени. Если сравнивать с инфраструктурой по экспертизе схем теплоснабжения на уровне Минэнерго, есть понимание, что каждый член комиссии Минэнерго прошел существенный путь, а на региональном и, тем более, муниципальном уровне таких специалистов единицы», - сказал он. – «Поэтому ключевая проблема — это кадры».

Требования для схем теплоснабжения для всех регионов едины, но качество существенно отличается. «По нашему мнению, причина - в первую очередь требования заказчика и уровень экспертизы», - сказал Григорий Андреевич.

Минэнерго обеспечивает свои комиссии привлечением профильных отраслевых институтов - сообщество рыночное, органы власти, Минстрой, Федеральную антимонопольную службу. Тем самым обеспечивается высокое показательное качество схем теплоснабжения крупных городов.

Такие требования экспертизы порождают то, что на разработку схем теплоснабжения приходят высококвалифицированные команды, которые требуют соответствующую оплату за свою работу. Это приводит к росту затрат, порождает высокое качество схемы и подтвержденную эффективность инвестиционных программ и выбранных вариантов развития систем теплоснабжения городов.

Григорий Андреевич озвучил вывод: требуется повысить качество экспертизы схем теплоснабжения для малых городов. При этом важно соблюсти, чтобы затраты на региональном и тем более на муниципальном уровне на эти работы не увеличились.

Один из вариантов - сделать подобие того, что работает на федеральном уровне в министерстве энергетики и спустить это на региональный уровень. Однако это также повлечет существенный рост затрат. «Мы видим самый правильный и ключевой путь развития – цифровизация», - сказал он.

Цифровизация процесса сбора исходных данных, создание цифровых платформ, типовых форм исходных данных, разработка типовых цифровизированных технико-экономических моделей, обоснование инвестиций в схемах, разработка цифровой модели схемы теплоснабжения с функцией самопроверки на соответствие утвержденным требованиям, разработка единых моделей прогнозирования, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

Сегодня есть существенное количество информационных платформ, которые не интегрированы в процесс сбора исходных данных, верификации этих данных и как следствие в процесс разработки и утверждения схем. «Считаем, что это основное и наиболее правильное направление развития той проблематики, которую сегодня обсуждаем», - сказал он.

Ссылка на запись: https://clck.ru/3GWvTa

По итогу заседания выделены направления совершенствования жилищно-коммунального хозяйства:

1. необходимость расширения атрибутивного состава программы АИС ФРТ, для сбора, агрегирования и анализа данных, используемых для разработки и актуализации схем теплоснабжения, инвентаризации и создания единой базы объектов, формирования комплексных планов территорий.

2. использование процедуры электронного конкурса для закупок услуг по разработке и актуализации схем теплоснабжения, как приоритетного способа выбора поставщика (исполнителя).

3. необходимость повышения квалификации сотрудников отрасли ЖКХ.

При наличии, предложения по совершенствованию перечня атрибутивного состава АИС ФРТ, дополнительной информации и другие пожелания можно направить на наш электронный адрес gkhsovet@yandex.ru

анонс.png


Возврат к списку