Новости Ассоциации

Аналитический материал на тему задолженности населения по оплате услуг ЖКХ

13.02.2025 Ассоциация «Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация «Объединение управляющих многоквартирными домами Южного Урала», являющаяся членом Совета ЖКХ, подготовила аналитический материал на тему задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Ежегодно размер задолженности в сфере ЖКХ увеличивается в среднем на 10%. Ресурсоснабжающим и управляющим организациям не удаётся переломить эту негативную тенденцию по целому ряду причин. Cреди них стоит отметить непрекращающееся падение доходов населения в стране, рост цен, тарифов, высокую инфляцию, отсутствие ответственности за неплатежи.

Влияют на ситуацию и различные факторы:

1. Управляющие компании обеспечивают выполнение стандартов, в том числе посредством ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством России (пп. «ж» п. 4 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).     

Раньше в суды поступало большое количество заявлений о выдаче судебных приказов и исков о взыскании задолженности за жилищные и коммунальные услуги. После получения положительного решения суда начиналась крайне сложная процедура исполнительного производства, в ходе которой в большинстве случаев отсутствовал реальный результат.

Исполнение судебного решения — это долгосрочный процесс, который может затянуться на месяцы или даже годы, если должник не имеет средств или активов которые можно было бы арестовать или продать. Тут появляется еще один фактор-истечение срока исковой давности. Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет 3 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

9 сентября 2024 года вступил в силу Федеральный закон № 259-ФЗ, который в несколько раз увеличил размеры государственных пошлин по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги через суд.

Согласно новым поправкам, размер госпошлин увеличится в 10 раз: при подаче заявления на выдачу судебного приказа – с 200 руб. до 2000 руб. (при сумме долга до 100 тыс. руб.), при подаче искового заявления она поднимется с 400 руб. до 4000 руб.

Например, если управляющая компания подавала иск о взыскании долга за услуги ЖКУ в размере 150 000 рублей до 9 сентября 2024 года, то она оплатила бы госпошлину в размере 4200 рублей, а если после 9 сентября , то пошлина составит уже 7000 рублей. Соответственно, чем больше сумма долга, тем выше госпошлина. А исков к должникам у управляющей компании может быть более тысячи! Можно посчитать какие затраты должна нести управляющая компания и это все при очень низкой плате за жилое помещение.

Затраты на госпошлину составляют львиную долю расходов УК и РСО. Уплата государственной пошлины, особенно при системном и массовом взыскании задолженности, негативно отражается на финансовом благополучии управляющих и ресурсоснабжающих организаций, т.к. их средства имеют строго целевой характер,

Затраты на госпошлину трудно спрогнозировать и включить в плановые расходы при формировании платы за содержание жилого помещения, при этом стоимость платы за жилое помещение не является экономически обоснованной.

2. Дополнительная проблема появилась после вступления в силу Федерального закона от 14.07.2022 № 266-ФЗ «О персональных данных».       

Эти изменения фактически исключили возможность ресурсоснабжающих и управляющих организаций обращаться в суд за взысканием долгов ЖКУ из-за отсутствия информации о ФИО неплательщиков, а мировые судьи начали отказывать в вынесении судебных приказов, не имея подтверждения об информировании должника. Этот закон фактически лишает возможности РСО и УК восстановить нарушенные права или значительно осложняет это сделать. 

Если ранее сведения из ЕРГН были общедоступными, то теперь появились ограничения. Управляющие компании не имеют возможности получить сведения об определенных персональных данных собственника жилья. К сожалению, большинство граждан при смене владельца собственности считают не обязательным сообщать об этом в управляющую организацию.

Самостоятельно УК не в состоянии выяснить эти данные по запросу в госорганах. Более того, по новым требованиям подачи иска по коммуналке, в исковом заявлении или заявлении на приказ должны содержаться паспортные данные должника. Приставы не обязаны выяснять эти данные, у них мало технических возможностей, у них плохо налажено межведомственное взаимодействие.

3. Принятый в январе 2025 года парламентариями закон продлевает режим, в соответствии с которым ключевая ставка для расчета штрафов и пеней за долги по ЖКУ составляет 9,5%. Она будет действовать с 1 января 2025 года.

При этом ключевая ставка Центробанка на сегодняшний день 21%. По мнению депутатов, ограничение роста индекса для расчёта пеней является одной из мер поддержки для граждан.

Пени по такой низкой ставке приведет к еще большему росту задолженности населения. Есть граждане, которые используют разницу между ключевой ставкой и ставкой при расчете пеней, размещая средства на депозитах вместо оплаты коммунальных услуг. Собственники жилья должны чувствовать ответственность и своевременно оплачивать коммунальные и жилищные услуги.

За последние пару лет процесс взыскания долгов стал длительнее, дороже и насыщен дополнительными бюрократическими процедурами.

При этом рост задолженности населения возрастает с каждым годом.

Необходимо учитывать большой процент невозвратных долгов, это та задолженность, которая нереальна к взысканию (прошло более 3-х лет, отсутствует имущество должника на которое может быть обращено взыскание). Суммы таких долгов исчисляются миллиардами.

В разрезе платежеспособности населения можно отметить, что более дисциплинированными плательщиками являются пенсионеры и люди пожилого возраста. Основная категория должников молодые семьи.

В городе Челябинске более 80% многоквартирных домов и соответственно собственники жилья переведены на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями и организациями, предоставляющими услуги.

Что можно изменить:

В первую очередь должна культивироваться дисциплина своевременной оплаты ЖКХ, должно быть неминуемым наказание за несвоевременную оплату.

Необходимо упростить процедуру досудебного взыскания задолженности. При обращении в суд, по крайней мере, снизить или совсем освободить УК от пошлины при взыскании крупного долга.

Если управляющая компания или РСО не будут затрачивать огромные средства на оплату пошлин, то соответственно они смогут больше подать исков о взыскании и взыскать задолженность. Что в свою очередь населению покажет, что не платить за ЖКХ не возможно. И как следствие это улучшит дисциплину платежей.

Необходимо проанализировать работу судебных приставов. Там тоже достаточно большое количество проблем, отсутствие современных технических возможностей, большой объем работы и отсутствие квалифицированных кадров.

Для снижения задолженности и оказания адресной помощи населению необходимо снизить процент предельной допустимой нормы от дохода граждан на оплату ЖКХ. Если сейчас материальная поддержка назначается, если у человека уходит белее 22% на оплату ЖКХ, то можно ее определить в 10-15%. Это поможет гражданам погасить долги и своевременно производить оплату ЖКХ.

 Снимок экрана 2025-02-12 161120.png


Возврат к списку