Новости Ассоциации
Комиссия по ЖКХ Общественного совета при Минстрое России обсудила варианты трансформации рынка управления МКД
11.12.2024 6 декабря Комиссия по ЖКХ Общественного совета при Минстрое России под председательством Алексея Макрушина обсудила доклад, представленный Государтсвенной Думой, в котором рассматриваются сценарии развития системы управления МКД.Среди вопросов повестки заседания были:
1. Обеспечение качества эксплуатации МКД: актуальные вопросы, задачи и перспективы.
2. Обсуждение Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и ЖКХ до 2035 г. и проекта «дорожной карты» по ее реализации и обеспечению исполнения за счет федерального бюджета. Состояние нормирования труда в сфере ЖКХ и предложения по решению проблем.
Федяков Александр Сергеевич, директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, проинформировал о работе Минстроя России по совершенствованию сферы управления МКД и формированию единых стандартов этой деятельности.
Он предложил еще раз обсудить дальнейшее реформирование системы управления жилищным фондом.
В докладе было сформировано три возможных сценария развития рынка управления жилфондом:
· Первый консервативный сценарий - подразумевает сохранение системы лицензиирования
· Второй прогрессивный сценарий – это переход на обязательное саморегулирование деятельности, осуществляющих управление жилищным фондом.
· И третий – это альтернативный сценарий. То есть переход к институту региональных операторов управления жилищным фондом и передача рынка управления жилищным фондом в целом государству.
Позиция Минстроя заключается в том, что внедрение с 2014 года института лицензирования предпринимательской деятельности по управлению МКД способствовало усилению защиты прав и законных интересов собственников.
С 2014 года, отработаны механизмы взаимодействия органов госжилнодзора с контролируемыми лицами, проведение контрольных мероприятий, привлечение к ответственности лиц, нарушающих обязательные требования к предусмотренным нормам жилищного законодательства.
В настоящее время лицензирование является эффективным механизмом контроля качества обслуживания жилищного фонда, который дает государственным органам рычаги управления ситуацией на рынке жилищно-коммунальных услуг, а также направлен в первую очередь на защиту прав собственников жилья.
Он также отметил, что по мнению ведомства, в настоящее время система лицензирования оптимально справляется с задачей по предоставлению, либо отказу в предоставления управляющим организациям возможности по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Но необходим стандарт управления и ужесточение лицензионных требований.
Сейчас прорабатывается вопрос внесения изменений в жилищный кодекс в части отнесения разных требований к лицензионным. Подготовлены ко второму чтению поправки, о том, что необходимо внедрить стандарты управления МКД, возможно будет предусмотреть соответствующие прейскуранты по оказанным видам услуг.
Сердюк Ольга Владимировна, член Общественного совета, и.о. исполнительного директора Совета ЖКХ, отметила, что данная тема за последний месяц поднималась как минимум на двух крупных всероссийских площадках с минстроем и профсообществом, в том числе обсуждение проводили на площадке форума в Санкт-Петербурге, где кроме фондов капитального ремонта и ГЖИ были представители управляющих организаций.
Она обратила внимание, что эксплуатация жилого фонда - это не только вопрос допуска на рынок регулирования управления. Всеми признана необходимость в серьезных системных изменениях по вопросам организации взаимодействия жителей с организациями, обеспечивающими жилой фонд коммунальными и жилищными услугами.В рамках Всероссийского форума капитального ремонта и эксплуатации жилищного фонда были подведены итоги Круглого стола «Обеспечение качественной эксплуатации жилищного фонда: задачи, барьеры, перспективы» и Ассоциация предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет» направила в Минстрой России обзор предложений и рекомендаций, сформулированных экспертами.
Ольга Владимировна также отметила, что роль государства в контроле за работой УК велика, однако ГЖИ уже не справляются, поэтому она считает, что государство должно заниматься контрольно-надзорной деятельностью, законодательством и созданием информационной среды. Остальную работу должно вести само сообщество, то есть переход к СРО – наилучший, по ее мнению, вариант, поскольку лицензирование не предназначено для контроля за деятельностью, обеспечивая только контроль на входе.
Необходимо продолжить совместную работу, в том числе для подготовки финансово-экономического анализа трех сценариев совместно с Минстроем России.
Широков Андрей Вячеславович, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства сказал, что ТПП РФ тоже обсудила доклад со сценариями. Мнение: необходимо совершенствовать лицензирование и постепенно шагать к СРО, может быть и с обязательным членством, если сообщество это поддержит.
Тарасенко Александр Викторович, председатель комиссии по общественному контролю, антикоррупционной политике, территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты ХМАО, Исполнительный директор СРО НП «Управляющих компаний жилищно-коммунального комплекса Югры»: на сегодня, действительно, самым обсуждаемым вопросом о перспективах сферы управления МКД является доклад руководителя комитета Госдумы Сергея Александровича Пахомова, где четко разложена ситуация в данной сфере и анализируются варианты будущего в системе регулирования деятельности по управлению жилищным фондом.
По докладу Минстроем Россия уже подготовлена и направлена в комитет Госдумы РФ по строительству ЖКХ позиция. И она обозначена только в пользу ужесточения лицензирования. При этом данная позиция, к сожалению, не обсуждалась ни с профильной комиссией по ЖКХ, ни с Общественным советом при Минстрое, несмотря на то, что поднимаемые в докладе вопросы о совершенствовании управления жилищным фондом являются социально значимыми для населения страны.
Очень много было уже проведено мероприятий, где участвовал Минстрой, но, к сожалению, он выразил мнение о поддержке только одного сценария – ужесточения лицензирования.
Необходимо соблюдение баланса интересов всех участников процесса. Без этого нельзя решить существующие актуальные вопросы управления МКД. И здесь комиссии и общественному совету необходимо быть поактивнее, инициировать их разработку и принятие, взаимодействие с Экспертным советом, Комитетом Госдумы по строительству ЖКХ и комиссии Общественной палаты по ЖКХ, строительству и дорогам. Тем более, что у каждого из нас есть предложения, разработки по этим вопросам. И необходимо только объединить наши усилия. И затягивать с этим решением нельзя.
Закирова Марина Анатольевна, председатель Совета Ассоциации Региональных расчетных центров, заместитель генерального директора по вопросам отраслевого регулирования и тарифообразования ПАО «Интер РАО» подчеркнула, что необходимо думать о том, что после принятых изменений люди должны еще суметь работать. Жилищный кодекс отметил 20 летие, но есть вопросы, которые за 20 лет не решены. Это значит, что это системная проблема, которую нужно системно решать.
Любая работа должна заканчиваться результатом, но сейчас придется сделать по-другому, потому что сначала нужно договориться о какой-то концепции и потом писать нормативку. Наша задача как экспертов разработать концепцию, по которой должна быть написана нормативка по заказу Минстроя России у специализированных организаций.
Генцлер Ирина Валентиновна, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» считает, что обсуждаемые три сценария - крайние. Ужесточение лицензий – неисполнимая история. «Надо совершенствовать систему и усиливать роль существующих СРО постепенно, а также усиливать значимость оценке квалификации сотрудников управляющих организаций», - считает она.
Она предложила подумать над формой государственно-частного партнерства, когда со стороны государства выступают органы государственного жилищного надзора, а вторая сторона участников это профессиональные объединения региональные, которые могли бы в значительной степени разгрузить органы государственного жилищного надзора и с точки зрения профессионального сообщества давать оценку квалификации качества и результатов работы всех управляющих организаций, которые сегодня на рынке существует.
Малахов Олег Владимирович, вице-президент Ассоциации управляющих организаций «Новое Качество» подчеркнул, что доклад не инструкция, а всего лишь концепция и возможен четвёртый вариант или комбинация из вариантов.
Он согласился с тем, что необходимо сначала обсудить концепцию, прежде чем что-то писать и обратил внимание на важный пункт - существующий дисбаланс в отношениях ресурсоснабжающей организации, управляющей организации и собственниках. Длительное время популярно было говорить, что в этих отношениях собственник слабая сторона, но это не так. Слабая сторона – Управляющая организация. Необходимо создание профессионального центра компетенций, который станет представителем участников рынка в органах власти и будет полноправным партнером регулятора по выработке гос.политики в сфере управления МКД.
Смолина Лидия Филипповна, доцент кафедры «Жилищно-коммунального комплекса» НИУ МГСУ настаивает, что надо иметь экономически обоснованную стоимость.
Если у нас не будет экономически обоснованная стоимость, то любые формы ничего не дадут по качеству эксплуатации. По поводу переноса на региональные полномочия: любые полномочия, которые передаются они должны быть чем-то подкреплены. В первую очередь финансами.
На опыте Владимирской области удалось выстроить контроль за жилфондом снизу вверх, большую роль играл «ЖКХ Контроль», который, к сожалению сейчас не работает. Предложила попробовать внедрять СРО на муниципальных объектах. А затем изучить кейсы и сделать выводы. Свердловская область и Новосибирск поддерживают СРО. Участники предложили на их опыте изучить кейс внедрения СРО.
Вепрецкая Татьяна Павловна, директор Ассоциации Некоммерческое Партнерство «Национальный Жилищный Конгресс» считает, что необходимо снижать административные барьеры в отрасли. «Не секрет, что лицензирование всегда тормозит развитие», - сказала она. В Екатеринбурге на мероприятии был директор управляющей компании «Академический». Есть пример, когда государство щадяще относилось к УК, не устанавливало дополнительные барьеры, УК вкладывали деньги в дома и теперь это умный микрорайон. Татьяна Павловна полагает, что если выпустить письмо Минстроя и начать рекомендовать исполнять то, что в докладе указано как положительное, то мы уже далеко продвинемся.
Второй вопрос – подготовка кадров. Распоряжением Правительства РФ от 28.10.2024 No 3030-р утверждена Концепция подготовки кадров для строительной отрасли (далее - СО) и ЖКХ до 2035 г. Минстрою России совместно ФОИВ дано поручение в 3-месячный срок разработать «дорожную карту» по ее реализации и обеспечению исполнения за счет федерального бюджета. Концепция определяет цели, задачи, инструменты и механизмы реализации госполитики в области подготовки кадров для СО и ЖКХ и является основой для организации деятельности образовательных организаций высшего образования, профобразовательных организаций, организаций дополнительного профобразования, осуществляющих подготовку кадров для СО и ЖКХ. В настоящее время требуется новый вектор стратегических управленческих решений, способных резко нарастить интеллектуальный потенциал и инженерные компетенции специалистов СО и ЖКХ.
Межецкая Вероника Анатольевна, заместитель генерального директора Научно-исследовательского Центра муниципальной экономики, главный редактор журнала «ЖКХэксперт: экономика и право» говоря о кадровой проблеме, отметила низкую методическую обеспеченность отрасли.
Есть план мероприятий «Дорожная карта» по повышению престижности и востребованности профессий, связанных с архитектурой и строительством, а также по внесению изменений в образовательные программы по направлению подготовки специалистов в сфере строительства, обеспечивающих ускоренное вовлечение обучающих в производственные процессы. Она была утверждена заместителем председателя Правительства М.Ш. Хуснуллиным 9 сентября 2023 года.
Там очень большое количество мероприятий есть и для школьников, в т.ч. по ускоренному вовлечению обучающихся в производственные процессы.
На сегодняшний день внесён законопроект, который принят в первом чтении и у Минстроя скоро появятся полномочия по утверждению типовых образовательных программ для подготовки специалистов в области строительства ЖКХ.
Первым предложением в протокол сегодняшнего мероприятия будет одобрить Дорожную карту к Концепции и собрать рабочую группу по кадровому обеспечению, чтобы детально пройтись по этой дорожной карте со всеми заинтересованными участниками.
Представителем Государственной Думы Гордеевым Алексеем Васильевичем был 3 октября, утверждён план рекомендаций, направленный на решение ключевых проблемных вопросов в сфере ЖКХ. И там 32-м пунктом обозначены разработки и утверждения в рамках федерального проекта активные меры содействия занятости, нацпроекта «Кадры», программы по подготовке кадров и программы по обеспечению кадровыми ресурсами в ЖКХ. Поэтому мы понимаем, что все наработки либо войдут в Дорожную карту в рамках Концепции, либо попадут в Дорожную карту во вторую. Потому что и там, и там, очевидно, будет выделено финансирование.
Запись заседания можно посмотреть здесь.