Мероприятие объединило представителей ключевых структур отрасли: руководителей теплоэнергетических, теплосетевых компаний и комплексов ЖКХ, представителей региональных органов власти, производителей профильной отраслевой продукции.
Повестка конференции охватила широкий спектр актуальных вопросов, определяющих будущее отрасли:
- Государственное управление и законодательное регулирование в сфере теплоснабжения, включая обсуждение новых федеральных инициатив и изменений в нормативно-правовой базе;
- Экономические механизмы и инвестиционная привлекательность, в том числе тарифное регулирование, взыскание долгов, механизмы привлечения внебюджетных средств;
- Региональный опыт модернизации централизованных систем теплоснабжения, демонстрирующий успешные практики в различных климатических и инфраструктурных условиях;
- Цифровизация отрасли, включая внедрение цифровых двойников, беспилотных систем мониторинга и аналитических платформ для управления теплосетями;
- Подготовка к отопительному периоду и вопросы эксплуатационной безопасности, включая соблюдение требований Правил №2234 и минимизацию рисков аварийных ситуаций.
Особое внимание участников привлекли темы обеспечения безаварийной и устойчивой работы теплоснабжающих компаний, а также трансформации подходов к тарифному регулированию с учётом масштабных задач модернизации коммунальной инфраструктуры.
Шершакова Татьяна Евгеньевна, заместитель исполнительного директора по развитию рынка коммунальных услуг и ресурсоснабжения Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет» выступила с докладом на тему «Анализ итогов развития коммунального хозяйства за десятилетний период. Предложения по системному реформированию тарифного регулирования отрасли».
В своем выступлении она представила комплексную оценку состояния ЖКХ за 2014–2024 гг., отметив критическое ухудшение ключевых показателей: около половины сетей изношено, потери ресурсов превышают 23% для воды и 12% для тепла, а заработные платы в отрасли на 39% ниже среднерегиональных — что привело к острому кадровому дефициту.
Она подчеркнула, что по данным РАНГХиС за десятилетие накопленная разница между инфляцией и ростом платы граждан за коммунальные услуги составила 23%, а только в 2024 году ресурсоснабжающие организации недополучили 800 млрд рублей, что делает систему хронически убыточной и неспособной к самофинансированию модернизации.
Ключевые озвученные предложения:
- Трансформировать предельный индекс платы граждан из жёсткого ограничителя в «индикативный коридор» с возможностью введения инвестиционной надбавки;
- Вывести долгосрочные инвестиционные программы из-под действия тарифных ограничений, обеспечив их финансирование за счёт тарифных механизмов и обеспечения гарантированной доходности для инвесторов;
- Создать единый центр ответственности за баланс цены и качества коммунальных услуг — будь то специализированный институт, федеральный оператор или проектный офис при Минстрое.
Также Татьяна Шершакова рассказала о рассматриваемых способах привлечения 1 трлн рублей для выполнения поручения Президента РФ о модернизации коммунальной инфраструктуры до 2030 года, включая использование средств ФНБ, секьюритизацию кредитного портфеля и формирование рынка инфраструктурных облигаций в ЖКХ.
Конференция «Теплоснабжение-2025» стала важной площадкой для диалога между государством, бизнесом и экспертным сообществом. Участники сошлись во мнении, что устойчивое развитие отрасли невозможно без системных реформ в тарифной политике, усиления инвестиционной привлекательности и активного внедрения цифровых решений.
Организаторы выразили уверенность, что выработанные на конференции предложения станут основой для последующих законодательных инициатив и практических мер, направленных на повышение надёжности, эффективности и экологичности систем теплоснабжения в России.