Новости Ассоциации
Круглый стол ОП РФ, посвященный процедурам выдачи лицензий и разрешений в России, в том числе с использованием цифровых платформ
27.11.2024 27.11.2024 года на площадке Общественной палаты Российской Федерации состоялось обсуждение итогов реализации проекта оптимизации выдачи лицензий с представителями исполнительной власти, бизнес-объединений и экспертного сообщества.Проект по упрощению получения лицензий и разрешений реализуется в рамках политики государства по снижению административной нагрузки на бизнес с 2021 года и направлен на то, чтобы сделать процедуру удобной, быстрой, простой и прозрачной для предпринимателя. В настоящее время осуществляется мониторинг результатов реализации проекта и совершенствование процедуры получения разрешительных документов на основе обратной связи от бизнеса.
Модератором выступила Михеева Лидия Юрьевна, заслуженный юрист Российской Федерации, секретарь Общественной палаты Российской Федерации.
Лидия Юрьевна отметила, что исполнительной власти необходимо достичь баланса между легкостью процедур с одной стороны, качеством предпринимательской деятельности и ответственностью предпринимателя за результат с другой. Первые отзывы, которые получены от представителей предпринимательского сообщества, говорят о том, что стало легче и проще во многом.
Вельмяйкин Сергей Федорович, заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации в своем выступлении отметил, что раньше процесс получения лицензий, разрешений осуществлялся исключительно на бумаге и занимал достаточно много времени. В 2021 году были поставлены определенные задачи, первое что требовалось сделать – принять понятно исполнимые правила, связанные с тем процессом, когда предпринимателю нужно получить лицензию или разрешение. Ставилась задача дать возможность в максимальной форме эти лицензии и разрешения получать в электронном виде. Также был запущен процесс получения обратной связи от бизнеса для того, чтобы иметь возможность совершенствовать процесс.
Результаты оптимизации:
• на единый портал государственных услуг (далее - ЕПГУ) выведено 413 разрешений, включая 51 лицензию. Есть возможность получить эти услуги в электронном виде;
• срок средний срок рассмотрения заявления на получение соответствующих разрешительных документов удалось сократить более, чем в два раза (до начала проекта срок составлял 43 дня, сейчас 21 день);
• количество подаваемых документов сократилось на 50% (с 8 до 4 шт.).
За 2023-2024 гг подано более 1,3 млн заявлений через ЕПГУ. «Мы полагаем, это как раз тот самый лучший показатель того, что нам всё-таки удаётся снимать избыточные административные барьеры и надеемся, что это позволяет бизнесу сокращать издержки на получение соответствующих видов разрешений», - сказал Сергей Федорович.
Кроме того, появилась возможность в электронном виде пожаловаться на то, что в получении лицензии, либо разрешения отказали: на ЕПГУ запущен сервис досудебного обжалования - процедура, при которой можно пожаловаться на неправомерное по мнению заявителя решение органов.
С начала 2024 года поступило более 3,5 тысяч жалоб. Нормативный срок рассмотрения жалобы – 15 дней, средний срок рассмотрения жалобы - 8,6 дней.
По итогу рассмотрения жалоб вносятся изменения в нормативно-правовые акты. За это время поправили 4 нормативно-правовых акта, включая один закон. В том случае, когда удается обойтись без изменения нормативно-правовой базы издаются соответствующие разъяснения, которые затем вводятся в правоприменительную практику. Таких разъяснений издано более 30. Кроме этого на основании полученной обратной связи осуществляются технические доработки, позволяющие улучшать процедуру.
Единый большой проект Федерального закона, который направлен на то, чтобы всю позитивную практику, наработанную за эти четыре года перенести в законодательство на постоянной основе, находится на рассмотрении в Государственной Думе.
Херсонцев Алексей Игоревич, статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, представил итоги реализации эксперимента по оптимизации разрешений в цифрах и поблагодарил Рабочие группы, которые участвовали в реализации механизма «регуляторной гильотины».
Он подчеркнул, что в проекте реализуются принципы клиентоцентричности, все услуги эксперимента проверяются на предмет их соответствия по чек-листу. После того, как услуга выводится в запуск, она тестируется, определяются моменты, требующие доработки, что приводит к реальному улучшению качества услуг: «В рамках проекта мы не только в электронный формат переводим услуги, но и прорабатываем различные вопросы применения новых цифровых технологий».
Статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации отметил, что в этом проекте начало активно внедряться мобильное приложение «Инспектор», которое позволяет производить оценку бизнеса посредством смартфона удаленно, что позволяет инспектору не выезжать на объект, а за счет современных технологий происходит оценка объекта на соответствие обязательным требованиям геолокации. Ставится задача в следующем году более широко внедрять эту практику.
Также в проекте используется машиночитаемая доверенность, подтверждающая полномочия на подписание электронных документов и выполнения других действий от имени организации или ИП.
Алексей Игоревич озвучил планы эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности на 2025 год:
• Сокращение сроков оказания услуг по выдаче лицензий до 5 дней и разрешений до 10 дней;
• Сокращение количества предоставляемых заявителями документов до 3 шт.;
• Перевод на постоянную основу результатов эксперимента (принятие единого законопроекта);
• Рейтингование ведомств по совершенствованию разрешительной деятельности;
• Повышение востребованности подачи заявлений в электронном виде;
• Сокращение просрочек и отказов.
Проект оптимизации выдачи лицензий и разрешений