Новости Ассоциации

8 октября в рамках ПМГФ состоялся круглый стол на тему «Платежная дисциплина – инструмент повышения эффективности работы отрасли»

09.10.2024 С 8 по 11 октября 2024 года в Санкт-Петербурге проходит ХIII Петербургский международный газовый форум (ПМГФ) – одно из ключевых событий мирового календаря конгрессно-выставочных мероприятий нефтегазовой отрасли.

8 октября состоялся круглый стол на тему «Платежная дисциплина – инструмент повышения эффективности работы отрасли», организаторами которого выступили СОНО «Российское газовое общество», ПАО «Т Плюс» и ООО «ЭФ-Интернэшнл». Модератор Круглого стола - Павел Николаевич Завальный, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по энергетике.

Проблема неплатежей за жилищные и коммунальные услуги всегда была очень болезненной для предприятий ЖКХ. В настоящее время их заинтересованность в своевременном поступлении платежей особенно актуальна из-за изменения системы финансирования, сопровождающегося повышением ставок. Отсутствие решения проблемы накопленной задолженности не позволяет реализовывать проекты по модернизации коммунальной инфраструктуры, повышению качества жилищно-коммунальных услуг и формированию конкурентноспособной отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Причинами образования задолженности в первую очередь является низкий уровень платежной дисциплины всех групп абонентов.

Неплатежи в жилищно-коммунальном хозяйстве – довольно комплексная проблема. Она затрагивает интересы не только ресурсоснабжающих организаций. От этого страдают интересы и потребителей энергоресурсов.

Основные проблемные вопросы в части получения информации об идентификаторах физических лиц — неплательщиков связаны с тем, что, несмотря на наличие возможности получения информации о персональных данных, четкий и реально действующий механизм такого получения не предусмотрен, а имеющегося механизма недостаточно. Соответственно, необходимо предусмотреть источник получения информации (Росреестр, многофункциональные центры «Мои документы»).

Основной трудностью является соблюдение прав и законных интересов РСО, с одной стороны, и прав граждан, с другой стороны. Также в связи с тем, что некоторые предложения затрагивают социальные права граждан, необходимо четко классифицировать всех граждан по причинам неосуществления платежей. Проведен четкий анализ правовой природы и функций тех или иных льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан. Кроме того, ограничение доступа к льготам может рассматриваться не как обеспечительная мера, а как мера ответственности (по аналогии с административной ответственностью или уголовной ответственностью).

При возникновении задолженности за коммунальные услуги выявлены следующие основные проблемы:
• невозможность полностью приостановить или ограничить поставку всех видов коммунальных ресурсов в любой временной интервал;
• сложность получения денежных средств даже при наличии вступившего в силу судебного решения;
• постоплатная система расчетов за поставленные коммунальные ресурсы;
• отсутствие прозрачного и простого механизма для получения данных об идентификаторе;
• отсутствие альтернативных методов стимулирования оплаты коммунальных ресурсов со стороны конечных потребителей — граждан.

Также выявлены существующие проблемы в части платежной дисциплины при осуществлении расчетов собственниками помещений в многоквартирных домах, в том числе при осуществлении расчетов через управляющие компании или товарищества собственников жилья/жилищно-строительные кооперативы:
• возможность осуществлять расчеты гражданами не напрямую в РСО, а в УК/ТСЖ;
• отсутствие у УК финансового обеспечения исполнения платежных обязательств;
• отсутствие действенного механизма выхода на рынок компаний-дублеров (компаний-клонов);
• отсутствие требования об оплате коммунальных ресурсов на условиях авансирования;
• запрет на отказ от заключения договора с новыми УК/ТСЖ/ЖСК;
• неограниченное право жильцов на смену УК;
• сложность расторжения договора с должником;
• отсутствие субсидиарной ответственности граждан по долгам УК;
• оплата коммунальных ресурсов, предназначенных для общедомовых нужд, остается в ведении УК даже при переходе на прямые договоры.

Необходимость проведения анализа в сфере повышения ответственности "неотключаемых" потребителей в части оплаты энергетических ресурсов и воды обусловлена следующими проблемами:
• ростом задолженности за потребляемые энергоресурсы отдельных категорий «неотключаемых» потребителей;
• отсутствием ответственности по обязательствам подведомственных ГУП и МУП. В судебной практике существует проблема с привлечением государства к ответственности по обязательствам (задолженностям) МУПов и ГУПов;
• выделением/доведением лимитов бюджетных обязательств до подведомственных учреждений несвоевременно и не в полном объеме;
• созданием подведомственных учреждений в форме, не предусматривающей субсидиарную ответственность собственника по их обязательствам;
• использованием предписаний надзорных органов по запрету на отключение или включение к осенне-зимнему периоду (ОЗП) в политических целях;
• отсутствием механизма получения финансовой гарантии при неплатежах государственных, муниципальных органов, казенных, автономных и бюджетных учреждений;
• использованием организациями со статусом «неотключаемых» схемы для ухода от оплаты электрической энергии, при которой денежный поток за их товары и услуги переводится одному юридическому лицу, а договоры на энергоснабжение заключаются другими юридическими лицами в рамках того же холдинга;
• постоплатной системой расчетов за энергетические ресурсы, воду;
• обширным списком «неотключаемых» потребителей.

В ходе проведения анализа «неотключаемых» потребителей выявлены и такие основные проблемы, как:
• наличие категории «неотключаемых» потребителей, невозможность введения полного отключения потребления, сложности с пересмотром аварийной/технологической брони (ее завышение);
• неэффективность действующего механизма согласования аварийной и/или технологической брони.

Невозможность ограничения поставок энергоресурсов указанным потребителям, а также наличие неэффективных санкций за нарушение ими платежной дисциплины приводят к тому, что именно «неотключаемые» потребители чаще всего имеют самую большую дебиторскую задолженность.

Российским газовым обществом совместно с Советом ЖКХ, ПАО «Т Плюс» и Московской коллегией адвокатов «ГРАД» был сформирован План мероприятий («дорожная карта»), направленный на повышение платежной дисциплины.

На совещании под председательством заместителя Министра энергетики Российской Федерации Сниккарса Павла Николаевича о поддержке законодательных инициатив, направленных на повышение платежной дисциплины в сфере ЖКХ, принято решение о создании Рабочей группы при Комитете Государственной Думы по энергетике под председательством руководителя Комитета Павла Николаевича Завального с участием представителей отраслевого сообщества. «Дорожная карта» была обсуждена на совещаниях Рабочей группы и доработана согласно предложениям и замечаниям участников Рабочей группы.

В настоящее время «дорожная карта» направлена в адрес заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Марата Шакирзяновича Хуснуллина за подписями председателей Комитета Государственной Думы по энергетике и Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству для проведения обсуждения с ФОИВами.

8 октября в рамках ПМГФ состоялся круглый стол на тему «Платежная дисциплина – инструмент повышения эффективности работы отрасли», где также обсуждались следующие темы:
- установление легитимных источников для получения ресурсоснабжающими организациями, оказывающими коммунальные услуги, данных граждан, в том числе персональных, необходимых для заключения и исполнения договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, установление ответственности граждан при наличии задолженности за коммунальные услуги;
- обсуждение необходимых изменений в нормативные правовые акты, направленных на повышение ответственности за неплатежи за поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов и рассчётно-кассовых центров, а также собственников помещений в многоквартирном доме по обязательствам УК, ТОК, ЖСК перед ресурсоснабжающими организациями;
- обсуждение необходимых изменений в нормативные правовые акты, направленных на повышение ответственности "неотключаемых" потребителей электрической энергии, тепловой энергии, а также государственных органов власти по обязательствам подведомственных им учреждений/предприятий в части оплаты энергетических ресурсов и воды.

В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Минстроя России и Минэнерго России, крупнейших ресурсоснабжающих организаций, в том числе члены Совета ЖКХ и и.о. исполнительного директора Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет» Ольга Сердюк.

Участники круглого стола:
  • Качкаев Павел Рюрикович, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
  • Нифонтов Дмитрий Юрьевич Заместитель директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
  • Максимов Андрей Геннадьевич, директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики Российской Федерации;
  • Чернявская Юлия Борисовна, заместитель генерального директора ПАО «Т Плюс»;
  • Невмержицкая Наталья Викторовна, председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний и другие эксперты.


Качкаев Павел Рюрикович в своем выступлении озвучил, что задолженность за жилищно-коммунальные услуги в России составляет уже более 2 трлн. рублей, рост по сравнению с показателями предыдущего года составил 3 %.

Для решения данной проблемы ведется два направления работы:
1. Нормативное регулирование - подготовлена дорожная карта с участием Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет».
2. Предотвращение роста задолженности и работа с должниками, а именно: совершенствование системы учета, повышение ответственности потребителей, изменение правил субсидирования.

Он также отметил негативную роль поправок по запрету на передачу персональных данных из ЕГРН без согласия правообладателя и изменений, внесенных в гражданско-правовой кодекс по судебному приказу, и рассказал о проекте внедрения института исполнительной надписи нотариуса для упрощения порядка взыскания долгов за жилищно-коммунальные услуги без суда.

Участники Круглого стола обсудили Дорожную карту и поддержали ее, а также предложили ряд изменений и дополнений.

Завальный Павел Николаевич сообщил, что после доработки Дорожной карты с учетом замечаний ФОИВов и экспертов, которую он поручил Российскому газовому обществу и Совету ЖКХ, она будет направлена в Правительство России.

ri3_2805.jpg
ri3_2808.jpg
ri3_2831.jpg
ri3_2842.jpg
ri3_2846.jpg
ri3_2865.jpg


Возврат к списку