Новости Ассоциации

27.09.2024 состоялось заседание комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета Минстроя России по теме «О развитии функционала ГИС ЖКХ в части собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги»

27.09.2024

На сегодняшний день в отрасли ЖКХ особенно актуальна проблема взыскания дебиторской задолженности, усугубившаяся в связи с внесенными в законодательство изменениями, а именно:

·       с марта прошлого года запретили получать сведения о собственниках из Росреестра и суды стали отказывать в приеме исковых заявлений;

·       с сентября 2024 года вступили в силу изменения, внесенные в гражданско-правовой кодекс, согласно которым, у взыскателей появилась обязанность направлять должникам копии заявлений о вынесении судебного приказа. Поскольку доступ к этим данным отсутствует, это также затрудняет работу по взысканию долгов;

·       с сентября 2024 вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, согласно которым резко выросли размеры судебных госпошлин. Сейчас размер госпошлины практически равен той задолженности, которая подлежит взысканию.

В ходе заседания комиссии обсуждались варианты интеграции государственных информационных систем для того, чтобы без получения персональных данных иметь возможность направлять собственникам предзаполненные документы с указанием задолженности.

Подробнее о том какие есть возможности у ГИС ЖКХ для того, чтобы упростить работу по взысканию долгов, рассказал Булат Галеев, заместитель генерального директора АО «Оператор информационной системы».

Он отметил серьезную подготовительную работу, которая проводилась для того, чтобы допустить возможность работы с имеющейся дебиторской задолженностью на базе существующих систем. Совместно с Росреестром и ФНС проведена инвентаризация по адресам по различным идентификаторам и за счет совместной выверки трех государственных информационных систем удалось восстановить связку между собственниками и объектами, зарегистрированными в системе ГИС ЖКХ. Эта связка происходит по кадастровому номеру и праву собственности, привязанному к этому номеру в системе Росреестра.

«Таким образом, на текущий момент десятки регионов имеют 98% связанных данных по МКД и по помещениям. Это дает огромные возможности интегрироваться с другими системами, в том числе с системой госуслуги для персонального информирования этих лиц», - подчеркнул Булат Галеев.

Второй созданный инструмент - это госуслуги.дом для работы через мобильные устройства, в котором можно видеть все начисления, отраженные в системе ГИС ЖКХ, удобным образом передавать по ним показания, оплачивать, писать в организации. Это оказалось очень востребованным сервисом. Количество пользователей данного приложения приближается к 6 млн.

Однако, основная информационная система в стране, которой пользуются граждане - госуслуги. В ней зарегистрировано более 110 миллионов граждан. Совместно с коллегами из Минцифры проведена работа, в результате которой этим летом заработал сервис по оповещению о проведении общих собраний собственников через госуслуги. Реализован механизм уведомления, если управляющая организация проводит собрание, она размещает эту информацию в ГИС ЖКХ, после чего оповещение транслируется на госуслуги. Собрание проводится в формате онлайн, можно непосредственно принять участие в этом общем собрании через ГИС ЖКХ.

Как отметил Булат Галеев, главный элемент по работе с задолженностью – это быстрый и удобный способ информирования гражданина о сформированных начислениях, его обязанности об оплате и имеющихся задолженностях за прошедшие периоды.

«В первую очередь информация о задолженности поступает гражданину на платежном документе и дополнительно к платежному документу можно формировать уведомление о том, что такая задолженность сформирована. Такой механизм сейчас тестируется совместно с Минфином. Планируется до конца года запустить его в тестовом режиме и в следующем году будем предлагать его как общее системное решение», - сообщил он.

У управляющих организаций существует проблема невозможности установления собственников и нежелания граждан давать свои персональные данные при голосовании. Когда собственники меняются, организациям очень сложно в этой ситуации действовать. Они взаимодействуют с лицевым счетом, с конкретным адресом, но не понимают, кто конкретно должник по этому помещению. ГИС ЖКХ на текущем этапе доработки позволяет идентифицировать кто является должником, но нет возможности раскрыть эту информацию организациям, работающим на этих объектах.

«Поэтому мы пошли другим путем: мы посчитали, что организациям надо дать другой механизм, дать возможность по конкретным помещениям, по которым сформировалась задолженность, удобно в электронной форме направить через нашу систему такое заявление в судебные органы», - сказал Булат Галеев.

Проведены предварительные переговоры с судебным департаментом. Судебный департамент ведет работу по распространению системы «ГАС Правосудие» как обязательной системы. На текущий момент тестируются два вида сведений: на подачу заявлений в электронной форме и получение решений по данному заявлению. Особенность этих двух видов сведений в том, что они не специализированы под какой-то конкретный вид судебной работы, а рассчитаны на универсальный способ. В электронной форме принимается весь пакет документов, сформированный как набор файлов.

Как сообщил Булат Галеев, сейчас ведется работа над созданием пакета файлов, необходимых для претензионной работы - стандартизировать у себя в системе, формировать у себя в системе и подключаясь к этому виду сведений, давать возможность их в электронном виде от организации направлять. «В этом случае, когда такой пакет по заявлению по конкретному адресу организация просит нас составить, наш автоматизированный сервис будет устанавливать лицо, являющееся на данный момент правообладателем, по отношению к которому этот пакет формируется. Такой сервис сейчас обсуждается. Проект постановления об эксперименте подготовлен, он будет направлен на согласование между ФОИВами для того, чтобы дальше быть предложенным в аппарат Правительства», - сказал он.


Возврат к списку