Новости Ассоциации

06.09.2024 состоялось заседание Комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое России

06.09.2024 В заседании приняли участие представители Минстроя России, члены Комиссии и эксперты в сфере ЖКХ, в том числе директор департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Федяков А.С. и члены нашей Ассоциации - Невмержицкая Н.В от Ассоциации ГП и ЭСК.; Тарасенко А.В. от СРО НП «УК ЖКХ Югры»; Сабурова С.В. от ТСО ООО «Газпром энергохолдинг»; Сердюк О.В от «Совета ЖКХ».

В ходе заседания обсудили перечень тем, которые планируется проработать до окончания 2024 года, среди них: трансформация управления жилищным фондом, повышение энергоэффективности, вопросы кадровой политики в сфере ЖКХ, практика применения Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в части оплаты расходов на коммунальные ресурсы на содержание общего имущества.

Были подробно рассмотрены проблемы, возникающие в деятельности ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и региональных операторов по обращению с ТКО в результате повышения размеров государственных пошлин, изменения нормативной базы по судебному приказу, а также ограничения доступа к персональным данным для выставления платежных документов для оплаты коммунальных услуг.

Выступая на заседании, Сердюк Ольга Владимировна отметила, что одной из основных проблем в сфере ЖКХ является проблема роста объема задолженности по оплате за ЖКУ.

Согласно данным Росстата, представленным в форме статистической отчетности, объем просроченной задолженности потребителей (физических и юридических лиц) по оплате жилищно-коммунальных услуг по итогам 2023 года составил 1,68 трлн. рублей накопительным итогом. В поквартальном отчете Росстата зафиксировано, что на 01.04.2024 объем дебиторской задолженности вырос до 1,77 трлн. рублей накопительным итогом.

Механизмы взыскания задолженности потребителей, предусмотренные законодательством, имеют низкую эффективность, а внесение частичных поправок в многочисленные законодательные и нормативно-правовые акты ведут к еще большему усложнению ситуации.

В связи с принятием Федерального закона от 14.07.2022 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 14 статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», и вступлением его в силу с 01.03.2023 в части персональных данных собственников объектов недвижимого имущества, содержащихся в ЕГРН, такие данные стали доступны исключительно с согласия правообладателя объекта недвижимости или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости. Федеральным законом № 266-ФЗ не предусмотрено изменение перечня лиц, имеющих право на получение сведений ЕГРН ограниченного доступа в соответствии с частями 13 – 16.2 статьи 62 Федерального закона № 218-ФЗ.

Таким образом, указанная норма существенно ограничила возможности взыскания задолженности в отношении физических лиц, а также повлекла ряд других негативных последствий для работы ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, правлений товариществ собственников жилья, жилищных или жилищно-строительных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов.

Федеральный закон от 12.06.2024 № 135-Ф3 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», вступивший в силу с 01.09.2024 содержит положение, касающееся содержания заявления о вынесении судебного приказа и согласно которому, к заявлению о вынесении судебного приказа должно прилагаться уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление взыскателем должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов.

Взыскатель обязан составить и направить должнику в досудебном порядке копию заявления о вынесении судебного приказа, в том числе с указанием в таком заявлении обязательных сведений о гражданине-должнике, предусмотренных статьей 124 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Так, указание ФИО гражданина-адресата также является обязательным условием для направления ему заказных писем с подтверждением факта их вручения в соответствии со статьями 2, 21 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-Ф3 «О почтовой связи», пунктами 8, 19, 54 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минцифры России от 17.04.2023 № 382.

С учетом действующих норм Федерального закона № 266-ФЗ, процесс взыскания задолженности становится невозможным, если кредитор не обладает сведениями о должнике и не имеет возможности надлежащим образом уведомить его о своих требованиях.

В этой связи, для устранения данной правовой коллизии, депутатами Государственной Думы подготовлены проекты федеральных законов:

1.    «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»;

2.    «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации».

Законопроектом № 1 предусмотрено что в случае, если взыскателю задолженности неизвестны персональные данные, идентифицирующие должника, то к заявлению о вынесении судебного приказа не прикладываются уведомление или иные документы, подтверждающие направление заявление о вынесении судебного приказа и прилагаемые к нему материалы.

Копия заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов, направляются должнику судом при получении в установленном законом порядке информации о должнике.

Законопроектом № 2 вносится изменение в части срока вступления в силу федерального закона.

Действие введенной нормы о приложении уведомления о вручении или иных документов, подтверждающих направление должнику копии заявления о вынесении судебного приказа, предлагается распространять на правоотношения, возникшие с 01.01.2026.

Предлагается также дополнительно рассмотреть правовые и социально-экономические перспективы внедрения использования института исполнительной надписи нотариуса для взыскания задолженности по оплате за ЖКУ.

Расширить перечень инструментов внесудебного взыскания долгов и упрощение процедуры взыскания долгов с использованием механизма судебных приказов возможно за счет дополнения оснований, при возникновении которых возможно совершение исполнительной надписи нотариусом. В частности, что исполнительная надпись может быть совершена по заявлению взыскателя на основании договоров о предоставлении жилищно-коммунальных услуг при условиях, когда стороной договора является уполномоченная ресурсоснабжающая организация и наличия в договоре прописанной возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса или имеющегося письменного согласия потребителя о такой возможности.

Вопросы платежной дисциплины нуждаются в отдельном рассмотрении с учетом «Плана мероприятий (Дорожная карта), направленных на повышение платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов и обеспечение безопасности поставок коммунальных (энергетических) ресурсов».

С презентацией Макрушина Алексея, ППК Российский экологический оператор, на тему «Проблемные вопросы при взыскании платы за услугу по обращению с ТКО» можно ознакомиться по ссылке.

5393509850761258823.jpg

5393509850761258821.jpg

5393509850761258825.jpg



Возврат к списку