Новости Ассоциации

Разработаны сценарии трансформации рынка управления МКД

15.08.2024 6 декабря 2023 года состоялось совместное заседание комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда» и Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, в рамках которого в том числе обсуждался вопрос совершенствования системы допуска на рынок управления жилищным фондом.

По итогам обсуждения Комитету Государственной Думы по строительству и ЖКХ и Минстрою России было поручено провести сравнительный анализ действующей системы лицензирования деятельности управляющих организаций с другими потенциально возможными системами допуска на рынок.

В целях выполнения данного поручения в январе текущего года при Комитете была сформирована рабочая группа, в которую помимо депутатов вошли эксперты от делового сообщества (ТПП РФ, ОПОРА РОССИИ, Деловая Россия, Ассоциации «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет» и «Новое качество» и др.).

Председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов прокомментировал проведенную работу в интервью РИА Недвижимость: «Ситуация такова - существующие правила перестали быть эффективным инструментом регулирования работы обслуживающих жилой фонд организаций, а органы госжилнадзора трансформировались из контрольно-надзорных в административные. Существующая система управления жилфондом не отвечает потребностям граждан, участников рынка и государства, а проведенная работа это подтверждает цифрами. Созданная в свое время система управляющих организаций МКД и механизм лицензирования принесли ожидаемые результаты, первичный порядок по отношению к нулевым годам наведен. Но сегодня лицензирование не является панацеей получения услуг надлежащего качества. Условия работы для добросовестных и недобросовестных компаний одинаковые, при этом первые с достаточно высоким риском инвестируют в повышение качества обслуживания».

К сравнительному анализу были привлечены эксперты из делового сообщества, представители самих УК, а также старшие по домам. Оценивались процедуры допуска участников на рынок, система контроля и надзора, порядок разрешения споров, стимулирование инвестиционной деятельности, ответственность управляющих организаций, роль органов власти.

В результате были сформированы три возможных сценария развития рынка управления жилищным фондом:

1) «Консервативный» - сохранение системы лицензирования с точечным изменением регулирования в части перераспределения полномочий между органами власти и ужесточения лицензионных требований;

1.png

2) «Прогрессивный» - переход на обязательное саморегулирование деятельности лиц, осуществляющих управление жилищным фондом, сопряженный с передачей большинства полномочий в сфере контроля и надзора в СРО, одновременно установив государственный контроль и надзор за СРО, в том числе посредством вхождения представителей органов власти в органы управления СРО.

2.png

3) «Альтернативный» - переход к институту региональных операторов управления жилищным фондом. Данный сценарий предполагает передачу рынка управления жилищным фондом государству, упразднение института управляющих организаций и введение института эксплуатирующих организаций, которые будут проходить процедуру аккредитации у регионального оператора.

3.png

Выводы по каждому варианту сформулированы, исходя из достижимости таких стратегических задач как повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, формирование баланса прав и обязанностей управляющих организаций, собственников помещений в МКД и РСО, повышение инвестиционной привлекательности рынка управления жилищным фондом, совершенствование системы контроля и надзора в сфере управления МКД.

Учитывая все факторы изложенного сравнительного анализа, предлагается развивать рынок управления жилищным фондом по направлению «Прогрессивного» сценария с переходом сегмента отрасли на модель обязательного саморегулирования деятельности лиц, осуществляющих управление жилищным фондом с учетом ряда особенностей (региональный принцип создания СРО, участие представителей органов власти в создании и работе СРО, и др.).

Важнейшим эффектом реализации «Прогрессивного» сценария станет существенное усиление роли и влияния региональной власти на сферу управления жилищным фондом и на каждого ее участника, что обеспечит максимальную оперативность нормативного регулирования и стандартизации отрасли при отсутствии ресурсных затрат на администрирование со стороны бюджетов всех уровней.

Подготовленный доклад о трансформации рынка управления жилищным фондом в настоящее время находится на согласовании с Минстроем России, после чего будет представлен на рассмотрение в профильную Комиссию Госсовета.


Ознакомиться с презентацией сценариев можно по ссылке.

Доклад Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «О регулировании деятельности по управлению жилищным фондом и усилению контроля за управляющими организациями посредством ужесточения лицензионных требований к ним либо перехода на обязательное саморегулирование деятельности лиц, осуществляющих управление жилищным фондом» доступен по ссылке.

Возврат к списку