Новости Ассоциации

03 июля 2024 года Ассоциация предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет» выступила в качестве партнера и модератора на Саммите деловых кругов «Сильная Россия»

04.07.2024 Главная тема Саммита в этом году – «Эффективный заказчик – драйвер инфраструктурного развития России». Одно из ключевых направлений Саммита - стратегическая сессия «ЖКХ: приоритеты-2030», модератором которой выступает Сердюк Ольга Владимировна, И.о. исполнительного директора, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет».

Фокус внимания сессии направлен на следующие вопросы:
➡️ Приоритеты развития жилищно-коммунального хозяйства России до 2030 года;
➡️Модернизация коммунальной инфраструктуры: анализ состояния, инвестиционные перспективы, регуляторные ограничения и главные вызовы;
➡️ Ключевые направления развития системы регулирования управления многоквартирными домами;
➡️ Приоритеты цифровой трансформации отрасли;
➡️ Российские технологии для «умного» ЖКХ: презентация продуктов и решений.

Обсуждение открыла Сердюк Ольга Владимировна:
«Президентом определена национальная цель - комфортная и безопасная среда для жизни. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках работы Правительства Российской Федерации в соответствии с указом Президента « Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» № 309 от 7 мая 2024 г. в настоящее время ведет разработку национального проекта «Инфраструктура для жизни».
В разработке паспорта нацпроекта «Инфраструктура для жизни» принимает участие широкий круг ведомств, привлекаются и профессиональные экспертные организации», - сообщила она.

Важнейшим условием успешной реализации проекта является создание благоприятной институциональной среды. Следует обсудить и предложить заинтересованным ведомствам рекомендации по созданию необходимых условий для успешного достижения целей национального проекта.

Сиваев Сергей Борисович, Профессор факультета городского и регионального развития НИУ «Высшая школа экономики» в своем выступлении отметил необходимость изменения подходов к тарифному регулированию. Действующая система ограничений ведет к недофинансированию предприятий отрасли, что критически влияет на ситуацию. При этом, ограничение роста тарифов посредством установления предельных индексов платы за ЖКУ используется сейчас, фактически, как основной механизм обеспечения доступности ЖКУ. В то же время, система жилищных субсидий семьям с низкими доходами, которая направлена на защиту граждан, работает неэффективно. Количество семей, получающих субсидии на оплату ЖКУ в последние годы сокращается. Сергей Борисович полагает, что критерием финансовой доступности коммунальных услуг должна быть доля домохозяйств субъекта РФ, получающих финансовую поддержку в рамках федеральной программы адресной помощи низкодоходным семьям. Данный критерий должен использоваться в тарифном регулировании вместо предельного индекса повышения размера платы граждан за коммунальные услуги. Предлагаемый подход позволяет ввести дифференцированные оценки финансовой доступности коммунальных услуг для домохозяйств с учетом как статистики доходов, так и стоимости коммунальных услуг. Он повышает эффективность бюджетных расходов на адресную помощь именно низкодоходным семьям вместо субсидирования коммунального сектора, которое сейчас является необходимым в связи с тем, что в действующих условиях невозможно самофинансирование отрасли.

Генцлер Ирина Валентиновна, директор Направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» сообщила, что за тридцать лет стратегические цели реформ в секторе управления многоквартирными домами не достигнуты - не сформировался ни «коллективный ответственный собственник» многоквартирных домов, ни полноценный рынок. А в результате многоквартирный жилищный фонд не улучшается, его энергоэффективность не повышается. Ситуацию можно охарактеризовать как системный кризис. Дальнейшая трансформация системы управления многоквартирными домами может осуществляться по разным вариантам, в том числе путем усиления присутствия государства и увеличением давления на бизнес либо возвратом к идее формирования ответственного коллективного собственника и развития рынка, на котором собственник станет полноправной стороной в договорных отношениях. Второй вариант стратегически предпочтительнее, но вряд ли может реализоваться в короткое время. Учитывая текущую ситуацию, экспертом было предложено расширить перечень допускаемых Жилищным кодексом способов управления многоквартирными домами с учетом готовности (неготовности) собственников брать на себя ответственность за состояние своего дома и договариваться с управляющими организациями об адекватной плате за необходимые услуги и работы по содержанию и ремонту дома. Для реализации рыночных механизмов в управлении многоквартирными домами необходимо совершенствование законодательства и доступ собственникам к заемным средствам. Эксперт добавила, что в помощь собственникам в настоящее время разрабатывается «потребительский стандарт» услуг по управлению домом.

Невмержицкая Наталья Викторовна, Председатель Правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний указала на проблемы систем учета электрической энергии.
Поскольку обязанность по установке приборов учета лежит на территориальных сетевых организациях и гарантирующих поставщиках, они обязаны осуществлять замену приборов учета по мере их выбытия (истечение срока эксплуатации, поверки, неисправности). Необходимым условием упорядочивания расчетов между поставщиками и потребителями коммунальных ресурсов являются интеллектуальные системы учета.
Учитывая опыт электроэнергетики, интеллектуальный учет позволяет не только обеспечивать измерения, но также фиксировать и разграничивать ответственность за нарушение надежности и качества предоставления коммунальных услуг.
При этом, из негативного опыта, некомплексный характер оснащения, который заключается в точечной замене по мере выбытия, влечет за собой негативные последствия, в частности - невозможность использования целостных показаний по дому в целом.
Соответственно, при решении данной задачи в сферах теплоснабжения и водоснабжения необходимо предусматривать этот момент. Наиболее оптимальным вариантом организации комплексного оснащения интеллектуальным учетом является, собственно, первичное строительство, а также на этапе капитального ремонта заведение таких систем в дом.

Федосеева Анна Владимировна, Руководитель Департамента коммерции и развития тепловых рынков ПАО «Т Плюс» рассказала о сложностях, при которых «Т Плюс» сталкивается при работе с регионами, в т.ч. при работе с автоматизированной информационно-измерительной системой коммерческого учета электроэнергии.
«В регионах разное понимание целей и возможностей проекта «Инфраструктура для жизни». Это мы видим на примере формирования их комплексных планов по модернизации инфраструктуры. В регионах разные подходы к наполнению программ. Где-то есть комплексный взгляд на потребности всех объектов системы теплоснабжения независимо от формы собственности и наличия источников финансирования. А есть просто формальное внесение в систему ранее согласованной инвестпрограммы в объёме тарифных источников.
К сожалению, такой неструктурированный подход к оценке потребности отрасли в мероприятиях, которые должны быть реализованы до 2030 года, создает риски усугубления неравномерного развития инфраструктуры в ряде регионов. Считаю необходимым усилить разъяснительную работу с регионами по целям и принципам формирования комплексных планов модернизации инфраструктуры, и формирования единого представления у субъектов РФ о целевом состоянии инфраструктуры» - сказала Анна Владимировна.

Тихонов Василий Владимирович, Генеральный директор Ассоциации «ЖКХ и городская среда» рассказал собравшимся о необходимости обязательного специального образования глав и профильных заместителей по линии ЖКХ и необходимости достойной зарплаты работников коммунальной сферы. В своем выступлении он обратил внимание на то, что проблема кадрового дефицита именно в сфере ЖКХ стоит острее, чем в других отраслях.
Ко всем работникам коммунальной сферы, обладающими определенной ответственностью, предъявляются вполне конкретные квалификационные требования. И чтобы им соответствовать, необходимо пройти хотя бы минимальное обучение. В качестве выхода видится создание общегосударственной системы курсов повышения квалификации муниципальных служащих высшего звена.

Степина Екатерина Андреевна, Директор по стратегии ПАО «МОЭК» заявила, что следует по-новому позиционировать отрасль: все привыкли, что ЖКХ - это черный ящик, бездонная бочка в которую надо только платить. А мы должны говорить о комфорте потребителя, идти за его потребностями. Сейчас жаркое лето и МОЭК готов кроме продажи тепла поставлять еще и холод, например, для кондиционирования общественных пространств. Из таких деталей мы и будем создавать комфорт большого города. Когда потребитель видит, что отрасль не только сидит на готовой инфраструктуре, а предлагает что-то новое и востребованное, его отношение к ней будет меняться.

03-07-24-147.jpg
03-07-24-205.jpg
03-07-24-350.jpg
03-07-24-206.jpg
03-07-24-355.jpg
03-07-24-197.jpg      03-07-24-191.jpg
03-07-24-161 (1).jpg      03-07-24-163 (1).jpg
03-07-24-154.jpg      03-07-24-176 (1).jpg
03-07-24-200.jpg      03-07-24-193 (1).jpg



Возврат к списку