26.09.2025, г. Санкт-Петербург, Конференц-центр "Cosmos Пулковская"
Пленарное заседание «Форум Теплоэнергетиков: СЕГОДНЯ и ЗАВТРА»

26 сентября 2025 года в рамках XVI Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс» состоялось пленарное заседание «Форум Теплоэнергетиков: СЕГОДНЯ и ЗАВТРА»

На отраслевой экспертной дискуссии, посвященной развитию жилищно-коммунального комплекса России, выступила Шершакова Татьяна, заместитель исполнительного директора по развитию рынка коммунальных услуг и ресурсоснабжения Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет», представив оценку эффективности концессионных соглашений как механизма модернизации коммунальной инфраструктуры.

Шершакова Татьяна отметила, что несмотря на более чем 10-летнюю историю использования концессий, ожидаемого прорыва не произошло, и для реального привлечения инвестиций требуется решение ряда системных проблем.

Ключевой причиной низкой эффективности концессий называется их формальный характер. «Доля объектов ЖКХ, переданных в концессию, незначительна и составляет всего 12,4%. При этом, как показал аудит Счетной палаты, они являются малоэффективными. Целью концессионного соглашения является привлечение инвестиций, но на деле они часто заключаются лишь для обеспечения текущей эксплуатации объектов, а не для их модернизации», — отметила она.

Среди основных ограничивающих факторов были выделены:

1.    Несовершенство законодательства. Долгое время гибкое изменение условий концессионных соглашений в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения было практически невозможным без сложного согласования с антимонопольной службой. Однако в апреле 2025 года были правила были дополнены новыми основаниями для согласования внесения изменений в концессионные соглашения, а в осеннюю сессию ожидается принятие законопроекта, который освободит от согласования с ФАС изменения условий договора, которые не являются существенными. Эти шаги должны значительно снизить риски для инвесторов.

2.    Жесткое тарифное регулирование. Этот фактор был назван основным препятствием для любых форм собственности — концессионеров, частных компаний и государственных унитарных предприятий. Средств в действующих тарифах недостаточно ни для поддержания качества услуг, ни для инвестиций в обновление. Результат — рост количества аварий в сфере теплоснабжения на 44% за два года.

Для кардинального изменения ситуации Совет ЖКХ совместно с государством и бизнесом прорабатывает возможные решения:

· Вывод инвестиционной составляющей из-под жестких тарифных ограничений для граждан, например, через введение инвестиционной надбавки.

· Компенсация роста нагрузки на население за счет адресной поддержки, цифровизация процесса ее получения через портал «Госуслуги» и повсеместное внедрение приборов учета ресурсов.

· Перераспределение ответственности между органами власти за регулирование тарифов и качество услуг.

«Сам по себе механизм концессий не мог привести к прорыву. Необходим целый комплекс мер, обеспечивающих возвратность вложенных средств, прозрачность и защиту интересов граждан. Очевидно, что масштабные изменения невозможны без усиления контроля за целевым использованием инвестиций и повышения эффективности работы ресурсоснабжающих организаций», — резюмировала Татьяна Шершакова.

Дополнительно в рамках дискуссии на пленарном заседании эксперт отметила необходимость включения Совета ЖКХ в обсуждение вопроса о создании СРО в сфере теплоснабжения в целях учета профессионального мнения теплоснабжающих компаний.

← К списку мероприятий